Вячеслав Минин
Православная Рать



"Любите врагов ваших,
гнушайтесь врагами Божиими,
поражайте врагов Отечества"
(Митрополит Филарет Московский).

   Россия более двух третей своей истории провела в войнах. Носителями ее древне-православного духа во все времена были люди духа и воли - монах и солдат.

   Глубинное подсознание нации, ее архетипы находят выражение в ее символике. От национального герба до детских игр - все проникнуто воинскими знаками. С самых древних времен на Русских всегда смотрели как на храбрых, мужественных воинов, самоотверженных защитников своей Земли и Святой Веры, как на истинных воинов Христовых. И Россия, на протяжении всей истории, не проиграла ни одного стратегического сражения, безусловно, по великой милости Божией и благодаря своим Героям, которых было бесчисленное множество. Этими героями являлись как представители правящей Аристократии - Князья, Бояре, - ведущие свои полки и дружины на поле брани, так и простые ополченцы, собранные из городов и сел необъятной Земли Русской. Вот в этих-то городах и селах веками ковался тот самый победоносный меч Русского воинства, главными компонентами которого были Православная Вера и Национальная Культура, важной составляющей основой которой собственно и была Русская боевая традиция.
   Боевое искусство древних славян берет свое начало из глубины веков, когда появились только первые упоминания о диких варварских языческих племенах, живущих междоусобно, но отличающихся от других своей воинственностью и исключительным трудолюбием. Постоянное совершенствование ими своего боевого искусства, в частности таких элементов его, как верховая езда, стрельба из лука, метание копья, битва на мечах, а также единоборство, успешно помогало им в отражении многочисленных набегов со стороны разного рода кочевых племен.
   Возможно, по этой самой причине древнеславянская, а в дальнейшем Русская боевая традиция стала включать в себя больше элементы обороны, чем нападения.
   Проходили века, менялись обычаи, нравы, старые виды оружия уступали место новым, более совершенным. Постепенно жестокие и гордые язычники-русичи просвещались Светом Христовой Веры, превращаясь в добрых, благородных воинов, смиренных перед волей Божией, неизменным оставался только их дух - дух воинов, дух защитников своего, теперь уже Православного Отечества. И не было бы никакой удачи, если не сопутствовала бы им, по их горячей вере, помощь Божия в ратных делах, если не озарял бы их Животворящий Крест Господень и не хранил Покров Пресвятой Богородицы, по молитвам святых угодников Божиих.
   И как говорит Евангелие, что "Вера без дел мертва", так и доблестные наши предки-ратники всякое доброе дело, будь это пахотный труд, или ратный подвиг начинали всегда с молитвы, а свое духовное делание всегда подкрепляли конкретными делами и, прежде всего на поле брани.

   Именно в непрестанных сражениях на поле духовно-военной брани оттачивали свое истинное воинское искусство богатыри Святой Руси, которое дошло до наших дней в виде Русской боевой традиции, особенно ярко выразившаяся в таких качествах бойца, как мужество, самоотверженность, решительность, бесстрашие и, конечно же, умение постоять за Святыню и за ближнего своего, даже с голыми руками против вооруженного противника. Как отголоски древней седой старины, еще сохранились повсеместно на необъятных просторах нашей Родины, где-то в глубинке, традиционные народные забавы в виде кулачных боев "стенка на стенку", а также другие виды боевого единоборства, которые проводились, как правило, в дни мясопустной недели (масленицы), накануне Великого поста. Заключительным моментом кулачного обряда было замирение противников, что особенно было уместно в Прощеное Воскресение.
   В этих народных забавах активное участие принимали представители практически всех возрастных категорий. Особенно важным представлялось здесь участие детей и юношей, которые с самого раннего возраста знакомились с основами воинского ремесла, особенно в умении перебороть страх и терпеть боль, ибо настоящий воин тот, кто научен побеждать, прежде всего, самого себя.
   Совершенно не важно, кем будет ребенок во взрослой жизни, - монахом или мирянином, - в детстве он должен жить здоровой душевной и физической жизнью (что очень проблематично в городской среде), должен играть, бегать, драться, защищать слабых, гореть душой, побеждать.
   В настоящее время, отсутствие мужской боевой традиции помешало нормальному развитию очень многих Русских ребят, развитию и становлению их именно как мужчин. Страх плети, который, как правило, приводит к малодушию, способен парализовать нашу волю, волю к борьбе, к сопротивлению, и победить этот страх иногда очень трудно.
   Традиционная Русская культура, в особенности мужской ее пласт, воспитывала в человеке настоящее Православное мировоззрение, объясняла, что за существование своего рода нужно биться насмерть, не уступая врагу ни власти, ни земли, то есть всего того, от чего зависит существование любого народа.
   А что сейчас? Сейчас мы можем видеть последствия утраты нашей мужской традиции - русских женщин увозят в рабство, земля уже почти не наша, а о нынешней власти и говорить нечего:
   Народная культура не знала никакой "физкультуры", - возникновение подобного понятия явилось следствием отсутствия традиционного воспитания и естественного быта, ибо все то, чем был силен традиционный Русский быт, традиционный уклад деревенской жизни, в городе отсутствует, особенно в последнее время. Например, уходят в небытие такие элементы детской культуры, как дворовые игры, а это очень обедняет наших детей, мешает полноценному развитию их душ.
   Нужно заново учить наших детей играть, и делать это нужно в первую очередь, на приходах. Необходимы люди, которые возьмут на себя эту сторону в воспитании детей, особенно в условиях городской жизни, которая предоставляет минимальные возможности для этого.
   Необходима постоянная работа над преодолением детьми страха плоти. Еще издавна на Руси, помимо традиционных молитв, для прививки детям от страха, использовали колыбельные песни и сказки.
   Согласно Русской народной традиции, бояться (т.е. не быть готовым к бою) попросту недопустимо. Но что же делать, если человек все-таки "бояка", а не боец? Нужно вернуться к традиции и, в частности, к традиции Русского боевого искусства.
   Однако, хочется предостеречь уважаемого читателя, - сейчас слишком много развелось организаций и обществ, занимающихся якобы возрождением русских боевых традиций и говорящих о православности своего мировоззрения, но нередко использующие в своей методике элементы медитации, гипноза и дыхательной гимнастики, которые характерны, прежде всего, оккультной "восточной боевой традиции", о которой хотелось бы сказать особо:
   Вред этого вида духовной агрессии, по сравнению со многими другими, на первый взгляд не особо-то и заметен, но в итоге - колоссальный.
   Многие наши города обклеены рекламой этих единоборств. Согласно печальной статистике, до 80% молодого поколения проходят через подобные секции. Даже чисто физическая сторона таких культов таит в себе опасность, т.к. предрасполагает человека к психическому состоянию, не совместимому с традиционным православным мировоззрением. Идет серьезнейшая духовная обработка личности человека, затрагивающая самые глубины его подсознания, а также души и сердца. На тренировках, при отработке ударов, ученик должен сосредоточиться на "таинственном источнике энергии", о происхождении которого не говорится ничего. Учителем предлагается делать нечто, напоминающее восточные религиозные ритуалы, одним словом навязывается общение с нечистой силой. В сердцах учеников взращивается непомерная гордыня и жестокость, а их души становятся вместилищем падших духов. Отсюда и результат - тяжелейшие душевные и физические страдания, в последствии заканчивающиеся нередко гибелью, как души, так и тела, причем еще в достаточно молодом возрасте.
   Весь этот восточный бум был вызван, как не странно, именно запретом в свое время восточных школ боя, что безусловно было четко и сознательно спланировано и поддержано на самом высоком уровне.
   Бесспорно еще и то, что все эти секции восточных единоборств являются активными рассадниками всевозможных оккультных идей, как в самой России, так и во всем мире.

   Но вернемся к нашей мужской воинской традиции, знание о которой никогда не запиралось где-то на "недоступных вершинах совершенства", в отличие от того, как это происходит в "восточных боевых единоборствах".
   Военная традиция на Руси всегда имела общинный характер, но уже не деревенский, а дружинный. Младшая дружина набиралась из "погодков", и с отроческих лет воспитывалась "дядьками" параллельно со старшей, пока не занимала ее место. Видимо, до определенного возраста кулачки и борьба были основным занятием младшей дружины. Затем эти занятия сменяла работа с оружием.
   Из летописей видно, что при усобицах против одного дружинника выставляли до 10-20 далеко не самых слабых ополченцев.
   Ратное дело, как и всякая профессия, в то время было потомственным делом. Термин "дядька" понимался ни как родственник, а как вообще наставник боевого искусства, по отношению к которому все молодые люди данного племени являлись племянниками - т.е. соплеменниками. Дружину, как таковую, можно считать второй после крестьянской общины школой боя.
   Наконец, высшая школа боя - это боярство, потомственные профессионалы. Интересно, что князья да бояре Киевской Руси, а позже и казаки, подобно древнеиндийским Кштари, носили чуб, что символизировало их принадлежность к своей касте.
   Подготовка боярина начиналась уже с детства и, видимо, не носила того игрового характера, который был на селе.
   Из повести об убиении Андрея Боголюбского мы видим, что даже самые кроткие нравом князья могли голыми руками противостоять вооруженной шайке.
   Хотелось бы сказать, что кулачный бой в России был не просто забавой, игрой, а чем-то более важным, глубоким, имеющим отношение к загадочной русской душе, к русскому характеру.
   Русский кулачный бой - это древнейшая воинская традиция, неотъемлемая часть народной культуры, черта национального характера, один из столпов и Русской Державности, и Русского Православия.
   Путь воина в России был путем религиозного послушания, ибо "нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15.13). Победа или поражение не были только итогом собственных усилий, плодом мастерства и энергии воинов, таланта полководцев.
   По грехам врагов поражал их Господь нашим оружием, по грехам Руси склонял ее перед неприятелем - так воспринимали итоги сражений современники, так поведали о них своим потомкам.
   Русское воинство - это не только вооруженные силы в ту или иную историческую эпоху, не только боевые навыки и обряды - это особый образ жизни со своей философией, идеологией, своим фольклором, прикладным искусством и т.д.
   Русская воинская дружинная культура различных веков, крестьянская ополченская, воинская монастырская, казачья, и, наконец, определенная воинская культура Русской Армии. Все это различные грани боевой воинской традиции России. Все это предмет изучения, возрождения, подражания для современного русского человека. У каждой грани этой традиции свои задачи и особенности: дружина эпохи Киевской Руси представляла собой не только регулярную армию, но и выполняла функции судебной власти, налоговой инспекции, осуществляла внешнюю торговлю, вела строительство городов. А главное - была проводником христианизации России.
   Другой пример: молодежные воинские объединения в русской крестьянской общине вплоть до начала XX века осуществляли все полицейские функции на местах, а в случае войн - составляли основу ополчения.
   Многие князья, воины стали святыми хранителями Земли Русской. Их подвиги дошли до нас в древних житиях и летописях, а образ воина в русском фольклоре - один из самых любимых.
   Недаром один из них - Георгий Победоносец, запечатлен и на Русском Гербе и в былинах и в духовных стихах и на иконах. Возможно, мы стоим на пороге, быть может и не массового, но знаменательного по содержанию процесса воцерковления современной Российской Армии. И вот здесь Русский кулачный бой мог бы сыграть не последнюю роль.

(В статье использованы материалы
из книги А.В. Грунтовского
"Русский кулачный бой").

 
Предыдущая статья
Содержание