ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
УСТАВ
НОВОСТИ
ССЫЛКИ
E-MAIL
  

"Русская Идеология"

(печатается в сокращении)

  По словам великого писателя Ф.М. Достоевского, русский человек есть православный человек. И это понятно для нас. Православная вера, воспринятая от крещения детского, простою душою русского человека, сделалась его основой, обнявши всю его жизнь во всех ее проявлениях. В этой вере и в таком жизненном ее усвоении и состоит русская идеология. Русский народ усвоил православную веру не умом только, как теоретическую доктрину, а всем своим сердцем, как главное правило своей жизни.  
  Душа русского человека слишком широка, и наряду с подвигами великой святости в русской жизни наблюдалось много пороков и проявлений тяжкого греха. Недаром Достоевский говорит, что в душе русского человека две бездны. По своему нравственному состоянию русский человек тоже возвысится до Неба и может ниспасть до самых глубин ада.  

 
Великий князь Дмитрий Иоаннович молится о ниспослании победы перед началом Куликовской битвы.

Но насколько наши предки тяжко грешили, настолько умели и каяться. Покаяние это было искренним, глубоким.  
  Это-то покаяние как средство духовного очищения вместе с церковным просвещением и воспитанием русского народа и помогло ему сохранить свою веру в том виде, как она была принята от Греческой Церкви, т.е. во всей чистоте, чуждой всяких еретических искажений. За эту истинную православную веру, имевшую за собой подвиги святой жизни с покаянием, Россия называлась Святою. За эту веру Господь изливал на русский народ свои великие милости, избавлял его от всяких бедствий, которые не раз могли погубить нашу Россию. Впрочем, за эту веру Господь не только спасал Россию от гибели, но постепенно умножал ее силу и сделал ее могущественнейшей и славнейшей державой среди всех народов земли.  
  Увы, русский народ отступил от православной веры, отверг волю Своего Господа, стал руководствоваться не православною своею Церковью и ее св. Отцами, а всевозможными лжеучениями ниспровергавшими наше святое православие и даже всякую веру в Бога. Это великое отступление русского народа от веры своей совершилось не сразу. Оно происходило в течение ряда веков и началось с того времени, когда русское образованное общество подпало под влияние протестантизма. Конечно, отступление от веры было и в ересях. Они не могли не оставить вредного влияния на жизнь русского народа.  
  Особенно протестантизм с отступлением русских людей от православной веры усилился в России во время Петра I вместе с преобразование им России. Петр окружил себя протестантами, относился к ним с особенным вниманием, предоставлял им важные места на государственной службе, несмотря на то, что они держали себя высокомерно, с презрением относились к русской старине и даже к самой вере русского народа. Еще пагубнее для русского благочестия были мероприятия Петра, имевшие своею целью реформировать наши монастыри.  
  В итоге противоцерковных реформ Петра в жизни русских людей получилось охлаждение к православной вере и всем внешним формам ее проявления. Умножились вольнодумцы, осуждавшие, по началам протестантским, обрядность. Еще при Петре усилился раскол и начало размножаться сектантство. Но и этим не исчерпывается зло, которое причинил Петр России. Русская Церковь Могла бы с успехом бороться с отступлением от православной веры русских людей на почве протестантизма посредством школьного просвещения. Но Петр отнял у Церкви имущество. В силу этого просвещение русского народа не было в ведении Церкви, распространялось не на исконных началах нашей православной веры, но с XIX столетия даже внедряло отрицательное отношение к вере и потому в себе таило гибель России. Таким образом, отобрание церковных имуществ было великим злом для всей России, ибо последняя лишилась истинного, которое распространяла Церковь благодаря своим богатым средствам. К сожалению, не сразу после Петра стали возглавлять Россию наши императоры, которые были покровителями православной веры и защитниками ее не только для России, но и для других православных стран. Русскому народу пришлось и после Петра пережить ряд глубоких потрясений в своей вере. Мы имеем в виду, прежде всего царствование императрицы Анны Иоанновны, когда окружившие ее немцы-протестанты во главе с масоном Бироном открыто гнали православную веру, а затем долгое царствование императрицы Екатерины Второй. Последняя исполняла все требования наружного благочестия, восхищалась проповедями митрополита Платона, целовала руки у духовенства, шла в Крестных Ходах, бывала в Троице-Сергиевой лавре; однако не имела православной настроенности и ценила религию, как и Петр, исключительно с точки зрения ее политического значения, - ее пользы для Государства. В особенности плохо было то, что она преклонялась, и даже чрезмерно, перед безбожником Вольтером, заискивала перед ним и советовалась с ним в своих планах касательно тех или других реформ для России.  
  Таким образом, если при Петре Русской Церкви пришлось тяжко страдать от протестантизма, то при Екатерине II Церковь переживала сильное давление не только от протестантизма, но и от неверия. Но в особенности тяжкий удар Екатерина II нанесла Церкви через окончательное отобрание в казну монастырских имений и введение монастырских штатов.  
  Вместе с лютеранством в его бесчисленных видах сектантства начала западного неверия в виде гуманизма быстро стали распространяться в России и укореняться в жизни русского народа. Гуманизм не только предоставляет человеческому разуму полную свободу в области веры, но с корнем уничтожает ее, ибо по своему существу - есть неверие в бытие Высшего Божественного Существа, каковым гуманизм считает самого человека, проповедуя человекобожие, что - то же - богоборчество. Гуманизм не признает для человека никаких авторитетов, кроме его собственного разума.  
  К великому несчастью для России, влияние гуманизма сильно укреплялось в русской жизни богоборческими писаниями графа Льва Толстого. Он кощунственно ниспровергал всю нашу веру в Св. Троицу, Иисуса Христа и Пречистую Божию Матерь. Он высмеивал все таинства православной Церкви и в особенности величайшее из них - таинство Божественной Евхаристии. К Иисусу Христу Толстой питал ненависть как к своему личному врагу, и в сознании своего превосходства над Ним составил свое собственное "евангелие". В свое время об отношении Толстого ко Христу писал в одном из наших духовных журналов кандидат богословия Петербургской духовной академии Добролюбов. Последний посетил Толстого в Ясной Поляне и имел с ним богословский спор. "А что бы вы сказали, - спросил Толстого Добролюбов, - если бы вам сейчас доложили, что к вам пришел Иисус Христос?". - "Я бы велел передать Ему, - ответил Толстой, - чтобы Он подождал в приемной, пока я не окончу беседы с вами". Пагубное влияние Толстого особенно сказывалось на нашей учащейся молодежи. Начитавшись толстовских сочинений с самой гимназической скамьи, молодежь настраивалась на толстовский лад, отрицательно относилась к вере, переставала посещать Храм Божий и делалась революционной и анархической.  
  Гуманизм и толстовство вылились у нас в форму воинствующего социализма, или - революционного освободительного движения. Исходя из богоборчества, оно главным образом было направлено против самодержавной царской власти в целях ее уничтожения и образования в России республики на социалистических началах: свободы, равенства и братства. Это движение в последнее время перед второй революцией захватило по преимуществу всю русскую атеистическую интеллигенцию, весь рабочий класс, значительную часть простого народа и нашего воинства. Оно разделило всю Россию на два главных лагеря - на правых и левых, или - на черносотенцев и красносотенцев 
  В итоге борьбы этих враждовавших лагерей Россия стала перед лицом весьма сильной организации защитников освободительного движения, при совершенной дезорганизованности поборников самодержавного строя и порядка.  
  Конечно, наши Государи, начиная с Павла, были благожелательно настроены к Русской Церкви. Но неверие слишком глубоко укоренилось в русской жизни. Интеллигенция, движимая неверием, стала одержимой. Руководствуясь сатанинским духом противления и разрушения, она перестала считать для себя авторитетом Самого Бога и установленную Им Царскую власть. В отношении к последней богоборческая интеллигенция сделалась смертельным и неусыпающим врагом. Несмотря на всю силу могущественной царской власти, ей приходилось гнуться под напором либеральных требований русского противоцерковного общества и идти на гибельные для России компромиссные реформы. Такого реформою и было учреждение Александром II земства, которым воспользовалась интеллигенция в своих разрушительных для России целях. Интересно в данном случае вспомнить одно обстоятельство, имевшее место в жизни весьма любимого Св. Серафимом Саровским симбирского помещика Н.А. Мотовилова, исцеленного преподобным от неизлечимой болезни и отдавшего все свое богатое имение в пользу основанной преподобным Серафимом женской Серафимо-Дивеевской обители. Мотовилов был приглашен на торжество в честь учреждения земства. И когда были подняты бокалы, Мотовилов произнес речь, в которой заявил, что с учреждением земства начнется гибель России. Поэтому вместо того, чтобы вылить бокал, он его разбил об пол и вышел из собрания.  
  Для гибели России не хватало открытого выступления "народных избранников" и, конечно, "от имени народа" - для ниспровержения Царя. Разумеется, такое выступление могло исходить только от людей, отступивших от православной веры и всего святого. И это деление совершилось, притом - в самый трудный момент жизни нашей Родины, во время ее войны с Германией. Все русские несчастья начались с того, что мы удалились в своей жизни от Церкви, перестали руководствоваться ее учением и уставом и положили в основу своей жизни и деятельности всевозможные еретические и богоборческие учения, а лучше сказать - свою греховную страстную волю, которая сделала нас по жизни хуже несмысленных тварей. Никогда Св. Серафим Саровский пророчески говорил, что великие беды надвигаются на Россию, так как народ русский начал жить не по уставу Церкви и стал нарушать пост в среду и пятницу. Что бы он сказал, если бы дожил до последнего времени, когда русские люди перестали поститься и в Великий пост, посещали в это время театры, предавались танцам и оргиям до утра даже под праздники, когда публичными падшими женщинами в русских городах делались двенадцатилетние девочки. Мы стали дышать грехом, ибо не захотели дышать веяниями благодати Св. Духа, мы стали пить грех, ибо не захотели пить от воды живой, возрождающей нас и обильно изливающейся на нас в Св. Церкви для нашей святой, блаженной и вечной жизни.  
  Несомненно, Господь наказал русский народ за его удаление от Него, за то, что он заменил свой религиозно-нравственный идеал, к которому был призван Богом, политическим идеалом с его стремлением к учреждению в России демократического строя, к чему русский народ никогда Богом не призывался. Русские люди восприняли вместо истины дьявольскую ложь тех либеральных русских вождей, вся "мудрость" которых заключалась лишь в проповеди разрушительного еврейского социалистического учения о призрачных свободах. Вся их сила была направлена только на уничтожение православной веры и основанной на ней нашей Царской власти - источника величия и славы России. Сама жизнь показала, каким великим и бесценным даром Божиим был для России наш самодержавный Царь, Помазанник Божий. Он не на словах, а в действительности был главою и душою русского народа. Не стало этой души, не стало и России. Такое наименование русского Царя мы заимствовали от Митрополита Московского Филарета, который говорил: "Самодержавием - Россия стоит твердо. Царь, по истинному о нем понятию, есть глава и душа Царства. Закон, мертвый в книгах, оживает в деяниях, а верховный государственный деятель, возбудитель и воодушевитель подчиненных деятелей - есть Царь". И как права была русская народная мудрость, сказавшая: "Русской земле нельзя без Государя быть".  
  Демократическое государство управляется не этическим, а юридическим началом. А юридический закон, как выразился Пушкин, есть дерево, и весьма далек от высших стремлений человеческой личности. Высшим благом здесь является воля народа, для которой не обязательны нравственные начала. И так как демократическое государство основано на количественной силе, то нравственная сила ему даже враждебна. Ясно, что конституционный и республиканский государственный строй не может иметь какого бы то ни было соответствия самому высшему влечению русского народа, его религиозно-нравственному идеалу.  
  Несомненно, также и то, что за наше поколение и за великие страдания русского народа, и за то, что он среди всех своих небывалых бедствий сохранил православную веру, Господь помилует его и дарует нам опять Россию. Но чтобы возродить ее, мы должны опять вернуться к своему религиозно-нравственному идеалу и на основании его воссоздать Царскую самодержавную власть.  
  Не надо забывать, что демократических форм правления у нас требовали представители либерализма, в особенности его крайних направлений, которые не только совсем порвали с религиозно-нравственным идеалом русского народа, но сделались непримиримыми врагами нашей Церкви.  
  С другой стороны, будем помнить, с какою ревностью вместе с Достоевским отстаивали наш исконный Царский самодержавный строй Митрополит Филарет Московский, еп. Феофан Затворник, о. Иоанн Кронштадтский, о. Амвросий Оптинский и весьма многие достойнейшие представители Православной Церкви и Святой нашей Руси. Они открыто осуждали стремление к введению у нас демократического государственного строя, ибо хорошо сознавали, что этим воспользуются все враги России, чтобы погубить Св. Церковь нашу, и вместе с нею и всю Святую Русь.  
  Царская самодержавная власть есть Богоустановленное учреждение и как таковое является идеальным. Вследствие этого, с нею не может сравниться то или другое демократическое правление как плод человеческого греховного соизволения. Теперь, если мы хотим спасения и возрождения России, то должны всемерно стремиться к тому, чтобы у нас опять был самодержавный Царь Помазанник Божий, который, как душа русского народа, возродит Россию, и она опять сделается великой и славной на страх всем ее врагам, на счастье своего народа.  
   Не будем смущаться столь распространенным, к сожалению, среди нас мнением, что самодержавный Царский строй в России будто бы уже изжил себя. Это мнение направлено против Священного Писания с целью уничтожить спасительное его на нас влияние. Ведь Царская самодержавная власть в России была основана на словах Св. Писания. А эти слова являются глаголами вечной жизни.  
  Будем всемерно содействовать тому, чтобы самодержавная Царская власть была не абсолютистской и деспотической, а истинной монархией. Таковою она и явится, если будет ограничена Церковью в смысле такого к ней отношения, при котором Царская власть будет руководиться законами Божественного Писания и св. каноническими правилами. Иначе сказать, истинная самодержавная Царская власть та, которая относится к Церкви на основе симфонии властей, как это было в Византии. Уничтожение симфонии властей у нас в России случилось при Петре I, что и предопределило неизбежность гибели России.  
  Но ничто в мире не делается сразу. Все происходит в порядке постепенности. В силу этого не сразу произошло уничтожение симфонии Петром. Оно имело под собою почву в виде нарушения симфонии, которое началось в царствование Алексея Михайловича вместе с появлением его "Уложения" в 1649 г. и, в частности, Монастырского приказа.  
  Против этого нарушения как необъятного зла для Русского государства вступил в борьбу святейший патриарх Никон, сделавшись, благодаря ей, для нас величайшим защитником симфонии властей и вместе с этим проповедником истинной самодержавной Царской власти и поборником Русской идеологии.  
  Борьба Никона была исповедническою и была направлена к тому, чтобы Русское государство возглавлялось истинною Царскою самодержавною властью, при которой только и возможно осуществление симфонии властей и, следовательно, - процветание Церкви и государства силою православной веры.  
  В данный же момент и на будущее время в целях возрождения России мы должны следовать святым заветам патриарха Никона, как своего учителя. Мы должны стремиться воссоздать Царскую самодержавную власть, которая будет находиться в самом близком единении с Православною Русскою Церковью, свидетельствуя это единение своею защитою православной веры от всех ее врагов - жидов, безбожников, еретиков, раскольников и сектантов, оказывая ей как господствующей религии в Русском государстве свое почитание, о котором говорится в теории симфонии властей.  

Священная война. 
Хромолитография. Литография М.А.Стрельцов, Москва. 1914-1915 гг.

   Эту Царскую самодержавную власть мы должны стремиться воссоздать не только потому, что такое стремление будет истинным покаянием в нашем тяжком грехе уничтожения одного из исконных начал русской жизни и попустительства к сему уничтожению. Это стремление одновременно соответствует и истинной Русской идеологии, которая есть ничто иное, как православная вера и основанная на ней русская жизнь во всех ее областях, начиная с личной и кончая государственной, почему Русское государство и должно возглавляться Царскою самодержавною властью.  
  Идеология русского человека никогда не допустит, чтобы в основе государственной жизни была власть не Богопоставленная, т.е. не основанная на православной вере, власть конституционная и республиканская. Для православного сознания русского человека является неоспоримой истина, что вера православная была основою не только личной духовной жизни, но была в основе могущества и славы нашей Родины; отступление же от веры было причиною как нравственного падения русского народа, так и гибели внешней мощи России. Лишь в православной вере надо искать нам возрождение России.  
  Вот в чем состоит Русская идеология. Если она, по милости Божией, воплотится в жизни, то произойдет истинное возрождение России.  
  Возможно, что некоторые из читателей сделают такое возражение: если гибель России произошла в силу отступления русского народа от православной веры, вызванного главным образом противоцерковными реформами самодержавного Царя Петра Первого, то зачем же призывать русских людей к восстановлению у нас Царской самодержавной власти? Ведь может опять на Русском Престоле появиться Царь, который, подобно Петру, отступит от православной веры и, пользуясь своею самодержавною властью, вновь будет содействовать гибели России.  
  Вот что по этому поводу мы должны сказать. Если не все Цари были достойными, и не все соответствовали по своим убеждениям и жизнедеятельности Божественным законам, то это вовсе не значит, что мы должны отрицательно относиться к самому институту Царской власти.  
  Если некоторые священнослужители являются весьма недостойными пастырями, то это не значит, что нужно упразднить самое священство, учрежденное Богом для нашего спасения. Некогда епископ Феофан Затворник в своих письмах говорил, что если бы Благодать всегда искала только достойных пастырей, то люди оставались бы без крещения и лишились вечного спасения. То же самое следует сказать относительно Царя и Царской власти. Недостатки Петра и других Царей не должны быть препятствием для Русского народа к восстановлению в будущей России Царской самодержавной власти, как источника благоденственной и спасительной жизни народа.  
  К тому же мы должны всегда иметь веру, что действия Божественного наказующего промысла, если мы ими вразумляемся, тем именно и отличаются, что они оканчиваются нам во благо. Такая вера в действие наказующего Божественного промысла применительно к данному моменту жизни России, конечно, укрепляется нашим сознанием, что русский народ заслуживает подобного отношения к себе со стороны промыслительного Божественного милосердия, так как под влиянием великих страданий он возвращается ко Христу, к своей православной вере.  
  В своей личной, общественной и государственной жизни ему необходимо теперь ревностно оберегать свою православную веру, чтобы не допустить в будущем появления на самодержавном Престоле Царя, который стал бы ее вновь ниспровергать. Поэтому народ наш должен неуклонно осуждать безбожие и всякие отклонения от православной веры.  
  И если для государственного правления Св. Писание признает одну только форму - самодержавную власть Царя - Помазанника Божиего, то ни о какой другой власти как не основанной на Божественном Откровении мы не должны думать.  
  Та же самая православная вера побуждает нас желать возглавления нашего Отечества этою Царскою властью, когда чрез Божественные заповеди повелевает нам ее почитать, молиться с ней Богу и ей повиноваться Господу.  
  Поэтому без всяких колебаний будем стремиться к восстановлению в будущей России самодержавной власти Царя Помазанника Божиего.  

Архиепископ Серафим (Соболев) 

 
Предыдущая статья
Содержание
Следующая статья