ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
УСТАВ
НОВОСТИ
ССЫЛКИ
E-MAIL
  

"Лепта Вдовы"

 Проникнем в экклезиологический смысл евангельского повествования о бедной вдовице.
 Иисус "говорил народу в учении своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях. Сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, сии, поядающие домы вдов и на показ долго молящиеся приимут тягчайшее осуждение. И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Пришедши же одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое" (Мк. 12, 38-44).
 
 
 "Ибо если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет" (2 Кор. 8, 12) - поясняет ап. Павел.  
 Обличение книжников, поядающих домы вдов, употребляемое обыкновенно в приложении к лжепастырям и еретической иерархии Новозаветной Церкви, дает основание и во второй части евангельского повествования о бедной вдовице разуметь экклезиологическое предсказание, или пророчество о последних судьбах Церкви Христовой. Сравнивая, как можно думать, Церковь Свою последних времен с бедной вдовой, пришедшей положить в церковную сокровищницу все свое достояние, Господь ублажает ее нищету, породившую великое усердие, за которое обещает столь же великое воздаяние.
 И Ангелу Филадельфийской Церкви, под каковой св. толкователи согласно разумеют апокалиптическую церковь верных, Он говорит: "Знаю твои дела: вот я отворил перед тобою дверь и никто не может затворить ее, ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего, вот Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о
себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут - вот Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле" (Ап. 3, 8-10).
 В духе и смысле божественных обетований Филадельфийской Церкви понимали подвиг последних христиан и св. отцы и учители церковные, пророчествовавшие о последних временах.
 Преп. Антоний Великий, предсказывая о конце монашества и о последних монахах, говорил, что среди всеобщего отступления и падения христианской жизни при кончине века явятся такие, которые окажутся гораздо лучше и совершеннее первых отцов, и называя причину: "ибо блаженнее тот, кто мог преступить и не преступил, и зло сотворить и не сотворил (Сир. 31, 11), нежели тот, кто влеком был к добру массою стремящихся к тому ревнителей. Почему Ной, Авраам и Лот, которые вели ревностную жизнь среди злых людей, справедливо так много прославляются в Писании" (Доброт., т. 1, с. 129-130).  
 И преп. Нифонт, епископ Кипрский, прорекал: "Сын мой! До скончания века не оскудеют святые. Но в последние годы скроются от людей и будут угождать Богу в таком смиренномудрии, что явятся в Царстве Небесном выше первых чудоносных отцов. И также награда им будет за то, что в те дни не будет пред очами их никого, кто бы творил чудеса и люди сами от себя восприимут усердие и страх Божий в сердцах своих, ибо в то время и чин архиерейский будет неискусен и не станет любить премудрости и разума, а будет заботиться только о корысти. Подобны им и иноки будут от обладания большими имениями, от суетной же славы помрачатся душевные их очи, и будут у них в пренебрежении любящие Бога всем сердцем, сребролюбие же будет в них царствовать со всею силою" ("Последние судьбы России и мира. Краткое обозрение пророчеств и предсказаний", с. 27-28). Рассматривая евангельское повествование о бедной вдове в качестве иносказания о последних судьбах Церкви Христовой, обращаем внимание на такой существенный отличительный признак ее как отпадение в ересь и отступление церковной иерархии.  
 В "Житии митрополита Филиппа, Московского чудотворца" читаем: "Св. Филипп, обратясь к народу, сказал: "Прискорбно мне с вами разстатися, и сожалею, что предстоит время, в которое Церковь будет вдовствовать, ибо пастыря, яко наемницы будут. Утешаюсь только тем, что все терплю правды ради... Чада мои, - говорил он, - в терпении вашем стяжите души ваши, Любите друг друга, любите и враги ваши, Бог все приведет к лучшему" (Житие св. Филиппа, М., 1860, с. 78).  
 Об отступлении русских архиереев от Православия в последние времена говорится и в житии преп. Серафима Саровского:  
 "Господь открыл мне, - сказал он, - что будет время, когда архиереи земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте и за то гнев Божий покарает их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их, и просил лучше лишить меня убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели покарать их. Но Господь не преклонился на просьбу и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердце же их будет далеко отстоять от Меня" (Житие преп. Серафима Саровского; Настольная книга священнослужителя, М., 1979, т. 3, с. 601-602. Издана по благословению святейшего патриарха Пимена).  
 В другом месте раскрывая глубину падения церковной иерархии, Преподобный говорит, что "русские архиереи так онечестивятся, что... и главнейшему догмату веры Христовой Воскресению Христову и всеобщему Воскресению и веровать уже не будут..." (С. Нилус, Великая Дивеевская тайна).  
 Неверие, что Христос есть Воскресший Сын Божий - есть не что иное, как ересь жидовства.  
 Особенность отступления, возглавляемого жидовствующей иерархией, состоит в том, что его невозможно обличать открыто, ибо основные догматы, каноны и обряды Православной Церкви не нарушаются явным образом, но повсюду всевается яд скрытого кощунства, неверия и осквернения святынь.  
 Широко известно предостережение оптинского старца Анатолия, который говорил, что при наступлении последних времен "враг рода человеческого будет действовать хитростью, чтобы если возможно склонить к ереси и избранных. Он не станет грубо отвергать догматы Св. Троицы, Божество Иисуса Христа и достоинство Богородицы, а незаметно станет искажать преданное Св. Отцами от Духа Святаго учение Церкви, и самый дух его, и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни. Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг и благочестие будет в пренебрежении..." (Россия перед вторым пришествием, с. 277-278).  
 На захват иерархии Русской Православной Церкви жидовствующими еретиками, которые "говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут" (Ап. 3, 8), как отличительный признак Филадельфийской церкви указывает в своих предсказаниях старец схиархимандрит Лаврентий Черниговский: "Приходит время: закрытые храмы будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить не только храмов, но и колоколен, а когда закончат все, наступит то время, когда воцарится антихрист. И видите, как все коварство готовится? Все храмы будут в величайшем благолепии, а ходить в те храмы нельзя. Церкви будут, но христианину православному в них нельзя будет ходить, т.к. там не будет приноситься Бескровная жертва Иисуса Христа, а там будут все "сатанинское" сборище..." (Россия перед вторым Пришествием, с. 278-279).  
 Попущение Божие Церкви подпасть под власть жидов и жидовствующей иерархии послужит, как это видно из евангельских преданий, к ее вящей славе.  
 Надежда дьявола, по мысли св. Иоанна Златоуста, состоит в том, что, погубив пастырей, он легко может расхитить и стада. Но "запинаяй премудрым в коварстве их" (1 Кор. 3, 19), желая показать ему, что не люди управляют Его церквями, а Сам ОН пасет везде верующих в него, попустил быть этому, чтобы дьявол, видя, что по истреблении пастырей, благочестие не уменьшается и слово проповеди не угасает, а еще более возрастает, узнал из самых дел и сам и все служащие ему такими гонениями, что наши дела не человеческие, но основа учения имеет корень свыше, с небес, что Сам Бог везде управляет церквями и что воюющий с Богом никогда не может остаться победителем" (Твор. Т.П., 1899, с. 638).  
 Разум С. Церкви точно определяет место иерархии в церковном домостроительстве. "Обратим еще внимание на учение Св. Отцев церкви, посмотрим, как они учат. Неужели они повелевают светским людям в делах веры, без непосредственного рассмотрения, во всем полагаться на духовных, следовать за ними без рассуждения и всегда во всем слушаться их? Такое учение и приказание могло выйти не от христианских, но только от жидовских учителей раввина и рабасы, которые написавши в талмуде бесчисленное множество глупых, скверных и противных письменному и устному закону Божию выдумок и нелепостей, приказали своим жидам верить всему этому под угрозой проклятия. А чтобы жиды не могли понять своего заблуждения, эти учителя в заключении талмуда положили между прочим такое правило: пусть никто из простых жидов не смеет вступать в обсуждение и исследование таких трудных вещей... Но христианские учители учат согласно с апостолами, и хотя вполне признают власть пастырей над овцами, но и назначают ей известные границы (Ириней, кн. IV, 43).  
 Они повелевают слушать пастырей церковных, получивших власть по преемству от апостолов, но только тех, которые по воле Бога Отца, получив дарование проповедовать правду, передают ее слушателям, но не тем, которые по вступлении на кафедру сеют ложь. По учению св. отцов повелевается верить пастырям, но только дотоле пока они согласны с истинным учением божественного Писания. Тот, кто не хочет заблуждаться и погибнуть навсегда, должен слушаться духовных властей, но только тогда, когда они поучают божественной истине, не должен смотреть на пустые титулы, но на то - истинно ли и православно ли учение. Не должен всякой их вере следовать, но только истинной" (Апокрисис Христофора Филарета, Киев, 1870, с. 101-103).  
 Такой взгляд на место церковной иерархии обусловлен учением об отсутствии пастырской непогрешимости в людях, подтверждаемым и обширным церковно-историческим опытом.  
 "Православная восточная и кафолическая Христова Церковь, кроме неизреченно воплотившегося Сына и Слова Божия не знает никакого другого непогрешимого на земле, и сам апостол Петр, преемником которого считает себя папа, трижды отрекся от Господа и два раза был обличаем апостолом Павлом в том, что не право поступает в отношении к истине Евангелия. Затем папа Либерий в IV веке подписал арианское исповедание, равно и Зосима в V веке признал еретическое исповедание, отрицавшее наследственный грех, Вигилий, осужден был в VI веке за неправоверие V-м вселенским собором, Гонорий же впавши в ересь монофелитов, осужден был в VII веке VI-м вселенским собором, как еретик, и следующие за ним папы признали и подтвердили его осуждение" (Окружное патриаршее и синодальное послание Константинопольской церкви. СПб., 1896, с. 19).  
 Попытки установления единоличной и авторитарной власти в Церкви, притязания говорить от лица "всей полноты Церкви", подменяя авторитетом сана соборный дух Христов, служат не укреплению, а наоборот, ослаблению церковных жил.  
 "Грустные и прискорбные примеры эти (отступления иерархии) служат несомненно, без всяких толкований, наилучшим доказательством того, что иерархия, как ни велико ее значение для домостроительства церковного, не может почитаться, однако, единственным устоем православия и правоверия, единственным и бесконтрольным руководителем в деле веры и что потому глубоко верны и основаны на историческом опыте, на самосознании церковном слова окружного послания, что "хранитель религии (веры или благочестия) - у нас есть самое тело церкви, т.е. самый народ...". По мысли восточных патриархов, потому именно в церкви ни духовенство, ни патриархи, ни соборы не могли внести что-нибудь новое, что защитник, охранитель веры, религии, православия есть само тело церкви, т.е. самый народ. Мысль глубоко православная и вполне соответствующая историческому опыту церкви, вполне выражающая содержание этого опыта (Н.Т. Аксаков. Духа не угашайте. 1894, с. 46). Именно простому народу церковному, в лице его избранных исповедников и ревнителей, по предуведению и предсказанию духоносных отцов надлежит совершить подвиг исповеднического восстания и утверждения Православной Веры перед лицом антихристовых гонений).  
 Как пророчествовал о последних временах старец Глинской пустыни Порфирий: "Со временем падет вера в России. Блеск земной славы ослепит разум. Слова истины будут в поношении, но за веру восстанут из народа неизвестные миру и восстановят попранное" (Россия перед вторым Пришествием, с. 322). И святейший патриарх Сергий в пророческой статье, написанной во дни победоносного военного и духовного перелома в судьбах Православной Церкви и Русского народа, прозревая грядущие апокалиптические испытания, говорил: "Подобно тому как древнему Израилю посылает Он (т.е. - Господь) Судей и Пророков, так и в Церкви Своей в моменты чрезвычайные Он обычно посылает людей исключительной благодатной одаренности, как бы Пророков сильных духом и Верою. Не имея официального назначения, эти люди самим делом выдвигаются из общей массы и становятся предводителями других. Но это предводительство не имеет официального характера, не является установленной в Церкви должностью и не всегда держится служебных рамок. Как и всякое пророчество - оно есть личный подвиг таких людей, дело их личной, внутренней, духовной предприимчивости и ревности о Боге и Церкви Божией" (Патриарх Сергий и его духовное наследство, Московская Патриархия, 1947, с. 68-69).  
 Это пророческое предсказание, исходящее из уст Первосвятителя Русской Православной Церкви, о том, что конечное торжество Вселенского Православия в апокалиптической борьбе и его победа над "сборищем сатанинским" совершится помимо, или опричь церковной иерархии, не является ли свидетельством приятия и благословения той жертвы бедной вдовы, которая не взирая на богатых и знатных вложила все свое "пропитание" в церковную сокровищницу?!  
 Напомним одно из древних значений слова "опричнина". Так называли в Московской Руси вдовий удел Великих Княгинь.  
 Здесь духовно-таинственное и каноническое основание настоящего опричного строительства.

Николай Козлов

 
Предыдущая статья
Содержание
Следующая статья