ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
УСТАВ
НОВОСТИ
ССЫЛКИ
E-MAIL
  

Митрополит Иоанн (Снычев)
Русский Крест

Не сойдем со Креста 
(проповедь) 

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Совершим, возлюбленные братья и сестры, мысленное восхождение на Голгофу. Мы увидим там страшное зрелище. Мы увидим водруженный Крест и на нем пригвожденного Спасителя мира. Мы увидим великий жертвенник и на нем святую непорочную Жертву. Мы не только увидим, но и услышим, как находящиеся там люди, обращая свои взоры на пригвожденного ко Кресту Иисуса Христа, глумятся над ним, как они говорят Ему: "Э, разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого и сойди со Креста!" (Мк. 15, 29). Еще больше поносят Спасителя первосвященники и книжники: "Иных спасал, а Себя Самого не может спасти. Если он Царь Израилев, пусть теперь сойдет со Креста, и уверуем в Него" (Мф. 27, 42). 
 

Икона св. мученика Царя Николая и св. Патриарха Тихона, 
написанная в Харбине в 1930 году.
 
   Если мы глубже поразмыслим над всем этим, то поймем, что за спиной находящегося там народа стоял некто, имя которому дьявол. Это он устами озверевших людей предлагал Спасителю, чтобы Он сошел со Креста и прекратил Свое жертвоприношение, прекратил спасение мира. 
   Не впервые с таким искушением приступал лукавый к Иисусу Христу. Когда Спаситель после Крещения Своего удалился в пустыню, постился в течение 40 дней и 40 ночей и напоследок взалкал, сей искуситель приступил к Нему с такими словами: "Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами" (Мф. 4, 3). Почему он так говорил? Для того, чтобы уклонить Христа от той миссии, ради которой Он пришел. Лукавый как бы так говорил Спасителю: "Вот ты хочешь выйти в мир и возвещать истину людям. И ты думаешь одной чистою истиною обратить к Себе истину людям. И Ты думаешь одной чистою истиною обратить к Себе сердца людей - без хлеба, без материального блага? Нет, на это не рассчитывай, потому что люди чувственны. Вот если Ты это учтешь, если Ты, как Сын Божий, сделаешь камни хлебом и с этим хлебом пойдешь возвещать Свое Царство, то тогда народ, падкий на материальные блага, падкий на пищу, пойдет за Тобой. Если же Ты пойдешь с одной только истиною, возвещая блага Небесные, то не пойдет за Тобою народ". Так искушал Спасителя мира падший ангел. Но Господь отверг это искушение, ибо Он знал волю Отца Своего Небесного, знал, ради чего Он пришел на землю, знал, что люди будут жить не хлебом единым, но и всяким словом, исходящим из уст Божиих. 
   И диаволово искушение было отвергнуто. Но лукавый не оставил Господа. Он вновь приступил к Нему через ближайшего Его ученика. Вспомните, как незадолго до Своих Крестных страданий Господь шел с учениками и говорил им, что наступает время, когда Сын Человеческий должен быть предан в руки человеческие, много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, а затем должен быть распят и в третий день Воскреснуть. И что возразил Ему на это апостол Петр? Он отвел Христа Спасителя в сторону от других учеников и, обратившись к Нему, сказал: "Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою" (Мф. 16, 22). 
   Слышите ли, возлюбленные братья и сестры, искушающие Христа Спасителя слова, исходящие из уст близкого ученика? Не сам произносил эти слова ап. Петр. Его устами говорил тот же лукавый. Он хотел, чтобы Господь Сам добровольно ушел от основной Своей цели - спасения человечества через Крест. Что же ответил на это Спаситель мира? "Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое" (Мф. 16, 23). 
   И вот - Голгофа... Христос Спаситель висит на Древе. Он изливает на землю Свою пречистую Кровь, которая омывает грехи всего мира. И снова лукавый приступает к Нему, взывает устами народа, устами первосвященников и книжников: "Сойди со Креста; сойди, зачем Тебе страдать, не поверят Тебе, Распятому, будут Тебя признавать не как Господа, а как злодея, ибо Ты к злодеям причтен". 
   Вы думаете, легко было Спасителю мира противостоять этому искушению? Ведь Он шел на страдания добровольно. Шел для того, чтобы искупить человечество от проклятия, греха и смерти и призвать людей к вечному спасению не через странное Свое явление как Всемогущего Владыки, а через Свое уничижение, через Крест. Как говорил о Нем еще ветхозаветный пророк Исайя: Он был весь изъязвлен, и мы думали, что Он отвержен от Бога... Что могло случиться с тем великим делом, которое совершалось на Голгофе, сойди Господь со Креста (а ведь Он мог это сделать)? Тогда нарушилась бы воля Бога Отца, не совершилось бы наше спасение. Но Спаситель отверг и это последнее искушение диавола. Он до конца претерпел Крестные страдания. Наступил величайший момент завершения Его Крестного пути. Молчат Небо и земля. Молчит всякая тварь. Среди этого Вселенского молчания Сын Божий, испуская Дух, возгласил Отцу: "Свершилось". 
   Итак, отвергнуто искушение диавольское. Исполнена воля Божия. Совершено спасение человечества. 
   А как же происходит в нашей жизни, возлюбленные братья и сестры? Господь призвал нас всех шествовать спасительным путем. С того самого момента, как мы восприняли этот призыв и взошли на Крест доброделания, к нам приступает враг с теми же словами, с которыми приступил он некогда ко Христу, висящему на Крестом древе: "Сойди со Креста!". 
   Чаще всего он приступает к нам через наше саможаление. Вот мы начинаем доброе дело молитвы, а лукавый тут как тут: "Зачем совершать умилительные моления, благодарения? Ведь ты целый день трудился на работе, устал, помолись побыстрее и ложись спать. Сойди со креста, зачем тебе утруждать самого себя?.." 
   Захотели мы воздержаться в пищи и питии, в меру сил своих утруждать свою плоть и направлять ее на добро - враг опять начинает внушать: "Сойди со Креста, ведь ты ослабеешь и тогда не сможешь сделать ничего доброго. Сойди со Креста, возвратись вспять!". Если человек задумал сохранить себя в чистоте и целомудрии, принести Господу как жертву свое непорочное тело, враг опять приступает и шепчет: "Сойди со Креста, разве ты один такой нашелся смелый человек, чтобы преодолеть природу? Нет, сойди со Креста, вступи на иной, супружеский путь, - это по природе. Сойди со Креста и не следуй за Господом". Да и тем, кто живет в супружестве, если они сохраняют супружескую верность, сохраняют меру святости брака, враг внушает: "Сойди со Креста, зачем тебе целомудренно жить в брачном союзе? Делай, как прочие люди: нарушай cупружескую верность, уклоняйся на сторону распутства, блуда. Сойди со Креста!". 
   Так, возлюбленные братья и сестры, почти весь наш путь сопровождается бесчисленными искушениями лукавого с тем, чтобы мы оставили Крест, на котором распинаем свои страсти, и шли обычным широким путем. "Сойди со Креста..." Да, так внушает лукавый идущим узким путем спасения. 
   Но будем благоразумными. Не оставим подвигов благочестия. Вооружимся и против саможаления, и против самости, и против человекоугодия. К этому призывает нас, дорогие братья и сестры, наша любящая мать - святая Православная Церковь. Нам, ее верным чадам, определено Богом особое служение: хранить в чистоте и неповрежденности то спасительное вероучение, которое было принесено на землю Самим Господом Иисусом Христом. И не только хранить, но и выполнить его в своей жизни. Вот в чем смысл существования Русского народа, вот что определяет его место и роль среди других народов земли! 
   В условиях падшего мира, все более отдаляющегося от своего Творца, такое служение является поистине жертвенным, исповедническим. Через сколько соблазнов, гонений, поношений уже прошла Православная Русь - и сколько испытаний еще впереди! Тот же древний лукавый враг, который искушал хлебами Христа, искушает материальными соблазнами и нас с вами. Тот же враг, который устами ученика призывал Господа к саможалению и отказу от великой миссии, призывает теперь и нашу Церковь к "человеколюбивым" послаблениям в посте и молитве, к искажающей "модернизации" Ее бытия. Тот же враг, который стоял за спиной ожесточенных и обезумевших людей, когда они поносили Распятого Спасителя и глумились над Ним - злобно издевается ныне над христианской душой Русского народа и предлагает ему отказаться от спасительного Православного Креста. 
   Да, возлюбленные мои, велик и труден наш с вами Крестный путь. Кажется иногда, что оставляют последние силы... Но - вознесемся мысленно на Голгофу. И укрепимся несокрушимой крепостью Креста Господня. 
   Не поддадимся внушениям лукавого. Утвердим в себе решимость идти за Христом через любые соблазны и препятствия. В любых обстоятельствах общественной, исторической и личной жизни - не сойдем с Креста! Дабы, охраняемые благодатью Божией, мы смогли достигнуть вечности и указать другим народом единственный путь спасения во Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает со Отцем и Святым Духом честь и слава во веки веков. Аминь. 

Содержание