ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
УСТАВ
НОВОСТИ
ССЫЛКИ
E-MAIL
  
 
Первый Помазанник Божий 
на Русском Троне  
   В первом ряду Державных исполинов Триединой Святой Руси - Белой, Великой, Киевской (Малой) - по праву стоит Благоверный Царь Иоанн Васильевич Грозный (1530-1584 гг.). Славное имя этого Опричного игумена подверглось ритуальному оклеветанию. И пришло время восстановить правду о нем. 
 
 
Царь Иоанн Васильевич Грозный.
(С портрета, имеющегося в Кунсткамере Академии Наук.)
  
   Святая Русь двадцать три года вымаливала Иоанна Грозного. Его отец, Великий Князь Василий Иоаннович, долго не имел детей. И только после брака с Еленой Глинской - из высокочтимого Литовского (по-нынешнему - Белорусского) дворянского рода Глинских - у Великокняжеской четы родился сын Иоанн. Когда Иоанну было три года, при странных обстоятельствах 3 декабря 1533 г. умер его отец - Великий Князь Василий III, в иночестве - Варлаам, еще через 4 года была отравлена его мать, Великая Княгиня Елена Глинская (+3 апреля 1538 г.). Сироту взял под свою опеку Митрополит Макарий (1482-30.12.1563 г.). Этот дивный Святитель любил Иоанна, как собственного сына, и воспитал его богобоязненным, глубоко верующим Православным правителем, постигшим тайные козни злом идущих врагов рода человеческого. 
   Тщанием Митрополита Макария Царь Иоанн Васильевич вдохновился идеей Вселенского значения Русского Царства и осознал высокие задачи, возложенные на Русского Царя. Святитель Макарий, Митрополит Московский и Всея Руси, и    Иоанн Грозный, следуя учению о Симфонии Церкви и Государства (Церковь и Государство взаимодействуют, как душа и тело в человеке, без души тело - труп), созывали Церковные Соборы в 1547, 1549, 1551, 1553, 1562 гг., положившие основу церковного и державного строительства Святой Руси как Третьего Рима (Вселенский Патриарх Иеремия II благословил Россию как Третий Рим в своем обращении к сыну Иоанна Грозного Феодору: "Так как Первый Рим впал в апполинариеву ересь, а Второй Рим, Константинополь, находится под властью неверных турок, то Твое Великое Российское Царство, о Благочестивей-ший Государь, стало Третьим Римом... и Ты один под небесами являешься Христианским Императором для христиан всего Мира" (32, с. 31).) и Второго Иерусалима. Они основали книгопечатание, издали Степенную Книгу, Лицевой Летописный Свод, Судебник, Стоглав, Четьи-Минеи (Жития Святых), Домострой, провели коренную административно-судебную реформу, создали систему местного самоуправления, возводили храмы, открывали новые монастыри, 
(Английский дипломат Джером Горсей, находившийся в Московии с 1573 по 1591 гг., пишет, что "...за время своего правления Иоанн Грозный возвел свыше 40 прекрасных каменных церквей, богато украшенных куполами, укрытыми чистым золотом. Он основал свыше 60 монастырей, подарив им колокола и украшения и пожертвовав вклады, чтобы молились за его душу. Кроме этого, Царь построил 155 крепостей и 300 новых городов...". За это время население Русского Царства выросло с 2,5 млн. до 4,5 млн. человек. 
В истории сохранилась характеристика, данная Грозному Царю Папой Римским Григорием XIII. В наказе папскому послу Рудольфу Кленкину при отправлении его в Москву к Царю Иоанну Васильевичу в 1576 г. читаем: "Его Святейшеству (Папе Римскому) известно, сколь могущественен Государь Российский, обладающий народами многочисленными и воинственными на обширнейшем пространстве шара Земного, сколь многия и знаменитыя победы одержал он над врагами Христианства, сколь велик и славнен он искусством н мужеством на поле брани, мудростью в управлении Державы Своей и великодушием, и всеми Царскими доблестями, кои, украшая Его, возбуждают общее удивление и любовь к нему". (Переписка Пап с Российскими Государями в 16 веке. СПб : при Императорской Академии Наук, 1834, с. 42-43).) вели беспощадную борьбу с ересями за чистоту Святого Православия. Ими канонизировано 39 Русских Святых, дотоле чтили 22 Святых. В их числе был прославлен в 1547 г. Святой Благоверный Князь Александр Невский (30.05.1220-14.11.1263 гг.). 
   Иоанн Грозный имел могучий державный ум, соединенный с необыкновенным даром слова. Имея редкую память, он знал наизусть Библию, Греческую, Римскую, Русскую историю... Обладал твердым характером и редким самообладанием, отличался большой щедростью и широтой души. Он любил правду в судах, нередко сам разбирал тяжбы, выслушивал жалобы, сурово наказывал тех, кто притеснял простой народ, не выносил пьянства и лести, был покровителем людей ученых и искусных. Народ чтил Иоанна как Грозного для врагов Царя, Державного законодателя, много потрудившегося для укрепления триединой Великой, Малой и Белой Руси. 
   Впечатляющ был и его внешний облик. "Царь Иоанн Васильевич бысть вельми храбросерд и крепкорук, и силен телом, подобен деду своему Иоанну Васильевичу" (История о Казанском царстве неизвестного сочинителя 16 столетия по двум старинным спискам. СПб., 1791, с. 81). Проведенное исследование останков Царя показало, что его рост 178-179см. 
   Личная жизнь Царя имела подвижнический характер. Это ярче всего проявилось в распорядке Александровской слободы - сердце опричнины. Слобода была монастырем в миру. Несколько сотен ближайших Царских опричников составляли его Братию, а Царь Иоанн называл себя "игуменом Всея Руси". Опричники носили монашеское одеяние (скуфейки и черные подрясники). Слободская жизнь, как в монастыре, регулировалась монастырским общежительным уставом, который написал сам Царь. 
   Ливонский дворянин Э. Крузе оставил свои воспоминания об опричном монастыре: "В колокола звонят он (Иоанн Грозный) сам, его два сына да пономарь, все вместе. Рано, в 4 утра, все члены братства должны находиться в церкви. Отсутствие, кроме случая тяжелой болезни, строго наказывается, и виновный, кто бы он ни был, бросается в монастырскую тюрьму на 8 дней на покаяние. Во время Божественной службы Царь поет с прочими членами духовного братства (опричниками) и церковнослужителями от 4 до 7 утра. В 8 часов он сам благовестит, и каждый должен опять идти в церковь, где он (Царь) поет вместе с другими до 10 часов. К этому времени бывает готов обед, и братия, по выходе из церкви, садится за стол, но Царь, по должности настоятеля, во все время обеда, стоя, читает им назидательные книги". (Россия - это сама жизнь. Свидетельства иностранных путешественников, дипломатов, политиков о нашей Родине. М.: Изд. СканРус, 1999, с. 51). Таким образом, сам Царь Иоанн Грозный и его опричная братия стояли на молитве 6-8 часов в день (на общественном Богослужении), не считая сугубых келейных молитв. Почти ежедневное причастие давало большую духовную силу, а соблюдение Закона Божьего, Божиих заповедей и Церковных канонов, пост и молитва делало опричников неуязвимыми для искушений вражеских. Опричник олицетворял в себе небесного воина-монаха и земного воина-князя. Над каждым опричником совершалось церковное таинство пострижения в монахи и таинство пострижения во князи. Опричнина являлась образом Апокалиптического воинства на последние времена. Олицетворенная бесовщина трепетала пред ними. 
   По подсчетам историков, за все время царствования Иоанна Грозного совершено около 4 тысяч казней (установлено по монастырским синодикам, по которым поминались их души). Казня тело, Царь свято заботился о спасении души. Для сравнения: только за одну Варфоломеевскую ночь во Франции, по воле короля Карла IX и его матери Екатерины Медичи, католиками было убито около 20 тысяч протестантов - гугенотов, что торжественно засвидетельствовано в памятной медали Римского папы Григория XIII, выпущенной в 1572 году по этому поводу. 
   Герцог Альба в Нидерландах казнил 18 тысяч человек, тем же отличился Шведский король Эрик XIV. Король Английский Генрих VIII убивал по 5 тысяч человек в год. Английская королева Елизавета I Тюдор, отрубившая голову своей сопернице Марии Стюарт, за годы своего царствования с 1558 по 1603 годы казнила 89 тысяч человек. Все они - современники Иоанна IV, и по сравнению с ними наш Царь - ангел во плоти! А в правосознании нашего поколения внедрен образ кровожадного и безнравственного царя, как пугало европейской демо(н)кратии. Укоренение этого мнения дошло до такой степени, что известная картина Репина "Царь Иоанн Грозный убивает своего сына Иоанна" стала синонимом образа царя, да и Грозному Государю не нашлось даже места на памятнике 1000-летию России, установленному в Новгороде. Духовные очи видят, кто внедряет этот образ. 
   Уместно отметить следующее: произведенное в недавнее время судебно- медицинское исследование останков Царя Иоанна Грозного, Его сыновей и князя Скопина-Шуйского не подтвердило устоявшееся мнение о том, что Царь Иоанн убил своего сына Царевича Иоанна. Напротив, на основании данных химического анализа и других признаков, современные ученые-криминалисты доказали, что оба они были отравлены ртутью! Ритуально изуверами убит сын Иоанна Грозного - наследник Русского Престола Цесаревич Димитрий. Смерть Царевича могла быть выгодна только тому, кто стремился уничтожить саму Россию, нанося удар в наиболее чувствительное место церковно-государственного организма, провоцируя гражданскую войну и распад страны. 
   Смысл опричнины состоит в том, чтобы устранить боярское местничество, сословную и классовую вражду, стать преградой на пути злом идущих "детей диавола". 
   По мысли Царя, основой Русской жизни является Соборная ответственность перед Богом, а не ответственность друг перед другом, порождающая требование "прав" и забвение обязанностей. 
   Перед Богом, - говорил Царь, - у человека нет прав, есть лишь обязанности - общие всем, и это объединяет народ в единую Соборную Личность. Царь является той точкой, в которой символически соединяются Небо и земля, Царствие Божие и человеческое. "Аз есмь Царь Божьим произволением, - говорил Грозный, - а не многомятежным человеческим хотением. 
  "Русский Государь не есть Царь боярский. Он не есть даже царь общенародный. Он - Помазанник Божий". 
  Иоанн Грозный стал первым Помазанником Божиим на Русском Троне. При венчании его на Царство над ним было совершено церковное Таинство Миропомазания. 
   Над каждым верующим это таинство совершается лишь единожды - при крещении. Начиная с Иоанна Грозного, Русский Царь был единственным человеком на земле, над кем Православная Церковь совершала это Таинство дважды, олицетворяя Благодатное дарование Царю способностей, необходимых для Державного Царского служения. Иоанн Грозный стал Царем Вселенского значения. 
   В сентябре 1562 г. в Москву прибыл Митрополит Евгрипский и доставил Царю грамоту Вселенского Патриарха Иосафа. В этой грамоте Патриарх, совместно с Собором из 36 митрополитов и епископов, признает Иоанна Васильевича потомком приснопамятной царевны Анны, сестры Василия Багрянородного, Царем законным и утверждает "реченному Царю, Господину Иоанну, быть и называться ему Царем законным и благочестивейшим, увенчанным и от нас правильно, вместе и церковно, так как он от рода происходит и от крови Царской и сие полезно всему Христианству, повсюду законно и справедливо для утверждения и пользы всей полноты Христианства". 
   С этого времени все Православные народы мира стали смотреть на Царя Святой Руси как на главу и представителя всего Православия, как на их единственную и естественную опору и защиту. 
   Вселенский Константинопольский Патриарх Иосаф повелел во всех церквях молиться о здравии Иоанна Грозного, называя его Царем и Государем Православных христиан всей Вселенной, надеждой и упованием всех родов Христианских. "Не только в одной Константинопольской Церкви, - пишет Патриарх, - но по всем церквям Митрополичьим будем молить Бога о имени Твоем, да будешь и Ты между царями, как Равноапостольный и приснославный Константин". 
   В настоящее время нас, Славяно-Русов, удалось расчленить государственно. Возврат к традиционным формам правления, присущим нашему правосознанию, вновь нас объединит. К этому нас направляют государственный инстинкт народа, государственные традиции Святой Руси. 
Жировицкая Обитель 
 

Содержание