ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
УСТАВ
НОВОСТИ
ССЫЛКИ
E-MAIL
  

Покров Божией Матери 
над Россией

   Весь Христианский род был усыновлен Божией Матерью на Голгофе. После Своего Успения Пресвятая Богородица явилась Апостолам и подтвердила Свою любовь и материнскую заботу о всех, кто с верою обращается к Ее благодатной помощи. Явившись Апостолам, Она сказала им: "Радуйтесь! Я с вами есть во все дни!" 
  
 
Покров. Начало XVI века.
  
   Покровительство Божией Матери всему Христианскому роду особенно ясно было явлено и показано ев. Андрею Юродивому и его ученику Епифанию в Константинополе во Влахернском Храме в середине Х века.Вот как об этом рассказывается в Житии св. Андрея. Во время совершения всенощного славословия в Храме во Влахернах туда пришел Блаженный Андрей. Был там и Епифаний, и один из его слуг с ним. В четвертом часу утра Блаженный Андрей видит величественную Жену, идущую от Царских врат со страшною свитою, из которой Честный Предтеча и Иоанн Богослов поддерживали Ее своими руками, а многие Святые в белых одеждах предшествовали Ей. Другие следовали за Ней, распевая гимны и духовные песни. Она приблизилась к амвону, св. Андрей подошел к Епифанию и сказал: "Видишь ли Госпожу и Царицу Мира?" - "Вижу, отец мой духовный", - ответил он. И когда они смотрели, Божия Матерь, преклонив Свои колена, молилась долгое время, обливая слезами Свое Боговиденье и Пречистое Лицо. Окончив здесь молитву, Она подошла к Престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы сняла с себя наподобие молнии блиставшее и страшное Покрывало, которое носила на главе Своей, и, держа с великою торжественностью в руках, распростерла его над всем стоящим народом. Святые Андрей и Епифаний довольно долгое время смотрели на это распростертое над народом Покрывало и блиставшую наподобие молнии Славу Господню; и пока там Пресвятая Богородица, видно было и Покрывало. По отшествии же Ее, сделалось и оно невидимо. Но, взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там. Жители Константинополя, услышав об этом чуде, исполнились радости и упования". 
   Особой любовью всегда праздник Покрова Божией Матери пользовался на Русской земле. Многие чудесные события, связанные с покровительством Божией Матери, записаны в летописях, увековечены построением Храмов и Обителей в честь Ее и учреждением памятных Крестных Ходов. 
   Через многочисленные чудотворные иконы Пречистая Божия Матерь являла видимым образом всем Русским людям Свое невидимое присутствие на Русской земле и Свой Покров над нею, почему наше Отечество и дерзало называть себя "Домом Пресвятой Богородицы".  
   Почти при самом начале Русского государства Царица Неба и земли чудесно послала Свою икону в Киево-Печерский монастырь, как бы в благословение просветившемуся Христианской Верою всему нашему Отечеству. Установленная над Царскими вратами в Храме, чудотворная икона Успения Божией Матери являлась залогом охранения Лавры и всей Руси. В Московском Успенском Соборе первою в иконостасе, слева от Царских врат, стояла великая заветная святыня Русской земли - чудотворная икона Божией Матери Владимирская. По Церковному преданию, написана она была св. Евангелистом Лукою на доске того стола, на котором в детстве Христа-Спасителя трапезовало Святое Семейство. Когда св. Евангелист Лука показал Богоматери свою работу, Она произнесла слова, сказанные Ею некогда при посещении св. праведной Елисаветы после Благовещения: "Отныне ублажать Мя вси роди", - и добавила: "Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет". Эта икона до 450 года находилась в Иерусалиме, после чего при Императоре Феодосии Младшем была перенесена в Константинополь. А в начале XII века Константинопольский Патриарх Лука Христоверг послал ее в Киев, в дар Великому Князю Юрию Долгорукому. Там она была поставлена в окрестностях Киева у берега Днепра, в Великокняжеском селе Вышгороде, которое принадлежало раньше Святой княгине Ольге. Так, в лице этой древнейшей Святыни Сама Пречистая Матерь Божия благословила начало Русской Православной Государственности. Через эту Свою икону Пресвятая Богородица указала и место, куда надлежало передвинуться центру Русской Государственности - с юго-запада на северо-восток, ввиду многих опасностей, угрожавших первоначальной столице Руси Киеву.  
   Однажды духовенство, войдя в Храм, увидело, что Святая икона стоит посреди Храма на воздухе. Они поставили ее на прежнее место, но икона сошла с этого места и опять стала на воздух. Князь Андрей, сын Юрия, бывший горячим почитателем Богоматери, заключил из этого чуда, что по воле Ее Святая икона должна быть перенесена в какое-то другое место. Сам он замышлял переехать на северо-восток, в Суздальскую землю. Помолившись усердно перед иконой Богоматери, он взял её с собой и выехал из Вышгорода. По дороге он постоянно служил перед нею молебны и видел от неё много чудес. Во Владимире жители с великой радостью встретили князя, вёзшего такую Святыню. Когда же он хотел ехать с иконой дальше, лошади остановились и не хотели идти дальше, несмотря ни на какие понукания и побои. После горячей молитвы Князя Андрея перед иконой. Богоматерь открыла ему Свою волю на то, чтобы Святая икона оставалась во Владимире. Тогда Князь Андрей в спешном порядке распорядился, чтобы во Владимире был построен для неё Собор. Уже через два года, в 1160 году, этот великолепно украшенный Собор был сооружён и освящён в честь Божией Матери, а икона с тех пор стала называться Владимирской. 
   Много чудес видели Владимирцы от своей великой Святыни. Князь Андрей брал её в походы на врагов и перед сражением горячо молился, призывая помощь Богоматери.  
  
 
Икона Божией Матери "Державная"
  
   В 1395 г. страшный азиатский завоеватель Тамерлан, прозванный "бичом народа", вторгся со своими полчищами в рязанские пределы, взял г. Елец и направился на Москву. Русские люди в ужасе трепетали, ожидая неминуемой гибели. Великий князь Василий Дмитриевич с войском вышел ему навстречу, остановившись у Коломны, на берегу Оки. Больше, чем на силу воинскую, надеялся он на помощь Небесную, призывая в молитвах Пресвятую Матерь Божию. Так наступил Успенский пост, он призвал всех строго поститься и молиться и распорядился перенести прославившуюся уже многими чудесами Владимирскую икону из Владимира в Москву. 
   Десять дней продолжалось это шествие великой Святыни. По обеим сторонам дороги стояли толпы людей на коленях и, протягивая руки к иконе, слёзно вопияли: "Матерь Божия Спаси Землю Русскую!". В Москве иконе была устроена торжественная встреча, и с тех пор постоянным её местопребыванием сделался Успенский Собор в Московском Кремле. И совершилось чудо. В час встречи иконы в Москве Тамерлан спал в своём шатре. Во сне видит он высокую гору, с которой спускаются к нему Святители с золотыми жезлами, а над ними в воздухе, в несказанном величии стоит лучезарная Дева, окружённая несметными полчищами молниеобразных воинов с огненными мечами в руках. Обратив свой грозный взор на Тамерлана, Она строго повелела ему оставить пределы Русской земли, а воины, подняв свои огненные мечи, устремились на него. Трепеща от охватившего его ужаса, Тамерлан проснулся, созвал совет своих мудрецов, старейшин и гадальщиков и потребовал объяснить ему значение этого сна. Мудрейшие из них ответили ему, что виденная им во сне Дева есть Матерь Христианского Бога, Заступница Русских, и что сила Её неодолима. "Итак, мы не одолеем их, если они имеют такую Заступницу", - сказал Тамерлан и отдал приказ своим полчищам повернуть назад. 
   Все были изумлены и с невыразимой радостью приняли известие об удалении Тамерлана, исповедуя милость Божию. А летописец, описав это событие, заключает: "И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы". 
В память этого события Русская Церковь установила празднество Сретения Владимирской иконы Божией Матери. По молитвам Русских людей перед Владимирской иконой Матерь Божия и после того не раз спасала Русскую Землю от вражеского нашествия и разорения.  
   В 1521 г. предводимые Крымским ханом Махмет-Гиреем крымские и ногайские татары в соединении с казанскими так поспешно вторглись в Московскую область, что Великий князь Василий Иоаннович едва успел выйти со своим войском к реке Оке. Татары свирепствовали, всё предавая огню, брали в плен женщин и девиц, убивали детей, святотатствовали и оскверняли святыню Храмов Божиих. Махмет-Гирей стоял уже вблизи самой Москвы, куда стекалось множество беженцев. Все ждали своей неминуемой гибели, надеясь только на помощь Божию молитвами Богоматери. И вот праведному юродивому старцу Василию, усердно молившемуся в Успенском Соборе, в полночь послышался сильный шум, церковные двери отверзлись, а чудотворная икона Владимирская поднялась со своего места, и от неё слышен был голос: "Выйду из града со Святителями". Церковь на миг осветилась пламенем, которое тотчас же погасло. В ту же ночь было видение одной слепой инокине Вознесенского монастыря: она увидела, как из Кремля в Спасские ворота идёт сонм Святителей, несущих чудотворную Владимирскую икону. Навстречу им вышли преподобные отцы Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Они упали Святителям в ноги и спрашивали, на кого они оставляют город в такой беде? Святители отвечали им со слезами: "Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от предлежащей скорби. Господь же повелел нам не только выйти из града сего, но и вынести чудотворную икону Пречистой Его Матери, ибо люди презрели страх Божий и о заповедях Его не радели, почему Бог и попустил прийти варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние да возвратятся к Богу". 
   Упав в ноги Святителям Божиим Московским чудотворцам Петру, Алексию и Ионе, преподобные Сергий и Варлаам стали умолять их, чтобы они смягчили гнев Божий. И вняли Святители этим просьбам, отпели молебен перед чудотворной иконой Владимирской, осенили город Крестным Знамением и возвратились в Кремль, неся обратно чудотворную икону. И на этот раз заступничеством Божией Матери Москва была спасена. Татарам показалось, что вокруг города собралось громадное количество войска. Хан послал удостовериться в этом, а посланным привиделось войско ещё более сильное. С трепетом вернулись они к хану, рассказав об этом. Хан послал одного из приближённых вельмож своих, а тот вернулся, крича в страхе: "Бежим немедля! От Москвы идёт на нас неисчислимое войско!". И татары бежали. 
   В царствование Феодора Иоанновича, в 1591 г. крымские татары проникли опять к самой Москве. Благочестивый Царь неотступно молил Пресвятую Богородицу о спасении города и послал свои войска навстречу врагам с чудотворной иконой Владимирской. Накануне битвы, утешая плакавшего около него боярина, Царь с ясной улыбкой сказал ему: "Завтра молитвами Богоматери нечестивых не будет". И вот во время упорной битвы, длившейся целые сутки, неодолимая сила изошла от стоявшей в рядах Русского Воинства Владимирской иконы и на татар нашёл какой-то столбняк. Руки их оказались скованными, и они были не в состоянии поднять своих мечей. В охватившем их жутком страхе они обратились в бегство.  
   Но вот настали особенно страшные времена для Российского государства - так называемое "смутное время". Прекратился род Царской Династии Рюриковичей, чем и воспользовались враги России - поляки и шведы. Поляки захватили саму Москву, шведы стали господствовать в северных областях. По всей стране ходили разбойничьи шайки, грабя и убивая безнаказанно всех, кого хотели. Стали появляться самозванцы, желая овладеть опустевшим Царским Престолом. Из Москвы от находившегося в заключении у поляков Святейшего Патриарха Гермогена, и из Троице-Сергиевой Лавры стали всюду рассылаться грамоты, убеждавшие Русских людей не малодушествовать, а подняться на освобождение Москвы и спасение Отечества. "Здесь, -писалось в этих грамотах, - корень Царства, здесь знамя Отечества, здесь Богоматерь, изображённая Евангелистом Лукой". 
   Первое ополчение, двинувшееся на освобождение Москвы, оказалось неуспешным. В Нижнем Новгороде организовалось тогда новое ополчение, благодаря воодушевляющему призыву Козьмы Минина: "Станем все, как один, за Русь Святую, за Дом Пресвятыя Богородицы, заложим жён и детей, но освободим Отечество!". Новое ополчение было возглавлено глубоковерующим князем Димитрием Пожарским, который взял с собой чудотворный образ Казанской Божией Матери. Рассуждая чисто по-человечески, надежд на спасение Отечества не могло быть никаких: войско не имело средств для своего содержания, не было оружия, среди воинов не было необходимого единодушия. Все надежды были возложены на чудесную помощь Заступницы усердной рода христианского, и Ей ополчение и весь народ стали воссылать горячие моления. После отслуженного перед Казанской чудотворной иконой торжественого молебна все решили наложить на себя трёхдневный строгий пост. И эти скорбные мольбы и вопли Русских людей были услышаны... В Кремле, у поляков томился в плену маститый Святитель Арсений, он-то и явился вестником Небесного милосердия к России. Среди полночной тишины келия его озарилась необыкновенным светом, и он увидел перед собою преподобного Сергия Радонежского. "Арсений! - сказал ему преподобный. - Ваши и наши молитвы услышаны: предстательством Богоматери суд об Отечестве нашем преложен на милость; завтра Москва будет в руках освобождающих и Россия спасена". Эта радостная весть, переходя из уст в уста, быстро распространилась повсюду и исполнила души осаждающих непреодолимым мужеством. Дерзая от имени Богоматери, Христолюбивое воинство наше устремилось на приступ, и 22 октября 1612 года Кремль был в руках Русских, а поляки бежали. В следующий же Воскресный день благодарное воинство торжественно вступило в осаждённую столицу, неся впереди Казанскую икону Божией Матери, а навстречу ему вышел Святитель Арсений, неся сохранённую им в плену Владимирскую икону. В память этого был установлен Всероссийский праздник в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери 22 октября. Более 60-и списков этой великой святыни по всей России прославились чудотворениями, из коих один находится в Москве в Казанском Соборе, а другой - в С.-Петербурге, тоже в величественном Соборе Её имени, который особенно чтили петербуржцы, стараясь чаще забегать туда между обычными своими делами, чтобы помолиться Пречистой Матери Божией и поставить свечу. 
   В 1678 году турки, поляки и татары окончательно опустошили южную часть Киевской земли. Только самый Киев спасался от них благодаря заступничеству Божией Матери, чудотворную икону которой обносили вокруг города Крестным Ходом. Это постоянное заступничество Пречистой южно-русскому народу отразилось в народных песнях, из которых до сих пор поётся весьма умилительная: "Пречистая Дево, Мати Русскаго краю".  
   В 1812 году вторгся в пределы России французский Император Наполеон с огромными полчищами, составленными из всех покорённых им народов Европы. При оставлении Русскими войсками Смоленска была вывезена чудотворная икона Одигитрия Смоленская. Святую икону эту накануне решительного Бородинского боя носили по полкам, и все с глубокою верой перед нею молились. И хотя Москва временно была сдана Наполеону, но вскоре он должен был бежать из России, а Русские войска, пройдя всю Европу, победоносно вступили в Париж. 
   Неоднократных чудесных явлений Божией Матери удостоился наш великий всероссийский молитвенник и подвижник преподобный Серафим Саровский (почивший в 1833 году). Трижды он получил от Нея исцеление. 
   Невозможно исчислить все случаи покровительства и заступничества Божией Матери как отдельным Русским людям, так и всему Русскому народу в целом. Этим объясняется, что именно в России был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы, хотя событие, вспоминаемое в этот день, произошло в Византии. И вот потому-то праздник Покрова, не будучи двунадесятым, чествовался у нас в России не менее двунадесятых. Многократно и ощутимо испытав на себе заступничество Божией Матери, Русский человек особенно любил и чтил этот праздник, а потому множество у нас было Храмов и монастырей, посвящённых и этому празднику, и празднику в честь Казанской иконы Божией Матери, когда так ярко был явлен Покров Божией Матери именно в России, находившейся на краю гибели в 1612 г.  
  
 
  
   За безумное богоотступничество Русского народа, за то, что Русские люди в своём жутком ослеплении отвернулись сами от ограждавшего их чудесного омофора Пречистой и в своём омрачении пошли за лютыми врагами Её Сына и Бога, они лишились Её всемощного покровительства, "да накажутся и через покаяние возвратятся к Богу", как это было сказано ранее в 1521 году, при нападении на Москву крымского хана Махмет-Гирея, когда это наказание, по молитвам "печальников Земли Русской", было отвращено. Но теперь эта страшная вразумительная кара Божия всё же постигла Русский народ за его нераскаянность, отняв у него Православного Царя и утвердив на Руси с 1917 года кровавое жидовское иго. Но о том, что Покровительница наша не отступила от нас совсем и окончательно, живо свидетельствует чудесное явление под Москвой 2 марта 1917 года чудотворной иконы Божией Матери "Державной", сакрально принявшей от последнего Русскаго Царя-Мученика знаки его Царственной власти над Россией - Его Царскую корону, скипетр и державу. "Державная" икона Божией Матери явила себя Русскому Православному народу 2 марта 1917 года, в день вынужденного отречения Царя-Мученика Николая Александровича от Престола. Вскоре всю Россию облетело радостное известие, что именно в этот день в селе Коломенском под Москвой, в Храме Вознесения Господня, произошло чудесное явление новой иконы Божией Матери, названной "Державной", т. к. Царица Небесная изображена на этой иконе как "Царица земная". Зная исключительную силу веры и молитвы Царя - Мученика Николая Второго и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним Собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем не сомневаться в том, что Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей Русской историей "Дом Богородицы" в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа, в момент его величайшего падения, и приняла на Себя преемство власти Державы Российской, когда сама идея Православно- Самодержавной власти была попрана во имя самовластия сатаны. Потому и строг, и суров, и скорбен взгляд Её дивных очей, наполненных слезами гнева Божественной и Материнской любви; потому и пропитана мученической Русской кровью Её Царская порфира, и алмазные слезы Русских невинных мучеников украшают Её корону, увенчанную гамматическим Крестом, знаменующим будущее Воскресение России. Символ этой иконы ясен для духовных очей: через неисчислимые страдания, кровь и слезы, после покаяния, Русский народ будет прощён, Царская власть, сохранённая Самой Царицей Небесной, будет России несомненно возвращена. Иначе зачем же Пресвятой Богородице сохранять эту власть? 
   С радостным страхом и покаянным трепетом начал народ Русский молиться перед Державной иконой Божией Матери по всей России. Большое количество богомольцев стало стекаться в село Коломенское, и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов, как об этом стали свидетельствовать получившие помощь. Сама икона, в бесчисленных копиях, стала украшать все Русские Храмы. Появился дивный Акафист и Канон этой иконе, слушая который вся Церковь падала на колени. Явлением в селе Коломенском чудотворной иконы "Державной" духовная мистическая власть над Россией перешла к Божией Матери. Царица Небесная явила России и Русскому народу в дни искушений, испытаний и гонений великую милость, Она взяла Россию в Своё Державное Владычество. И в дни татарского плена, во времена смуты и нашествий Тамерлана и Наполеона, Божия Матерь - Взбранная Воевода - помогла Русской земле по молитвам Угодников Божиих. И в наше время искушений и смут Пресвятая Богородица "Державная", наша Заступница, помогает нам очиститься от грехов покаянием и примириться с Богом. Подобно тому, как Моисей вывел Израильский народ из египетского плена, Царица Небесная сегодня выводит Русский народ, через покаяние, из державы греха и смерти в Державу Царства Небесного. 
   Празднование иконы Пресвятой Богородицы, именуемой "Державная", установлено в день её обретения 2 марта (по старому стилю). От нас самих и только от нас зависит теперь наше будущее и будущее несчастной Родины - России - будем ли мы и впредь безумно идти за врагами Христа-Спасителя, раболепно слушаться их и, угождая им, оплёвывать всё наше исконное, родное с его вековыми историческими святынями, хуля нашего Господа и Его Пречистую Мать, - или станем, наконец, твёрдыми стопами на путь истинного покаяния и обращения к Богу и этим вновь возвратим себе чудотворнейший Покров Божией Матери, Заступницы усердной рода христианского. 
   И как показали последние события, надежда на истинное возрождение России медленно, но верно приобретает реальные очертания. И в первую очередь - это факт канонизации на Соборе 2000 года Семьи последнего Русскаго Императора Николая Второго и всех Новомучеников Российских, чему в немалой степени способствовал покаянный Соборный молебен на Рождество Христово, состоявшийся во многих Храмах и монастырях России, перед иконой Божией Матери, именуемой "Ченстоховской", которую по праву именуют "иконой последних времён для России", ибо считается, что особая благодать от "Державной" иконы перешла теперь к "Ченстоховской" и, по указанию преподобного Серафима Саровского в сонном видении одной благочестивой женщине, молиться о спасении России и просить о даровании нам Царя Православнаго надо именно перед этим образом. Безусловно и то, что канонизации Царской Семьи в огромной степени способствовало и чудо обретения Мироточивой иконы Царя-Мученика Николая, перед которой прошли по всей России многочисленные молебны и которая, покаянным Крестным Ходом, обошла практически всю Святую Русь. И хотя надо признать, что сам чин канонизации Благовернаго Царя-Мученика и Страстотерпца Николая, Своей Жертвой искупившего тяжкие грехи Русскаго народа, нельзя пока ещё считать полным, ибо нет в нём упоминания о Его благочестивом Царствовании, о Его искупительном Подвиге и мученичестве от жидов, а также о Его чудесных явлениях после смерти, тем не менее всё же сделан первый, но очень важный шаг, и теперь от нас, только от всех нас будет зависеть дальнейшее исполнение пророчества преподобного Серафима Саровского о будущем Воскресении России, которое возможно только через истинное покаяние и прославление последнего Русскаго Императора Николая Второго. Аминь. 
   Пресвятая Богородице, помоги нам! 
Николай Симаков 

Содержание