Покров Божией Матери
над Россией
Весь Христианский род был усыновлен Божией Матерью на Голгофе. После Своего
Успения Пресвятая Богородица явилась Апостолам и подтвердила Свою любовь
и материнскую заботу о всех, кто с верою обращается к Ее благодатной помощи.
Явившись Апостолам, Она сказала им: "Радуйтесь! Я с вами есть во все дни!"
Покров. Начало XVI века.
Покровительство Божией Матери всему Христианскому
роду особенно ясно было явлено и показано ев. Андрею Юродивому и его ученику
Епифанию в Константинополе во Влахернском Храме в середине Х века.Вот как
об этом рассказывается в Житии св. Андрея. Во время совершения всенощного
славословия в Храме во Влахернах туда пришел Блаженный Андрей. Был там
и Епифаний, и один из его слуг с ним. В четвертом часу утра Блаженный Андрей
видит величественную Жену, идущую от Царских врат со страшною свитою, из
которой Честный Предтеча и Иоанн Богослов поддерживали Ее своими руками,
а многие Святые в белых одеждах предшествовали Ей. Другие следовали за
Ней, распевая гимны и духовные песни. Она приблизилась к амвону, св. Андрей
подошел к Епифанию и сказал: "Видишь ли Госпожу и Царицу Мира?" - "Вижу,
отец мой духовный", - ответил он. И когда они смотрели, Божия Матерь, преклонив
Свои колена, молилась долгое время, обливая слезами Свое Боговиденье и
Пречистое Лицо. Окончив здесь молитву, Она подошла к Престолу, молилась
и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы сняла с себя наподобие
молнии блиставшее и страшное Покрывало, которое носила на главе Своей,
и, держа с великою торжественностью в руках, распростерла его над всем
стоящим народом. Святые Андрей и Епифаний довольно долгое время смотрели
на это распростертое над народом Покрывало и блиставшую наподобие молнии
Славу Господню; и пока там Пресвятая Богородица, видно было и Покрывало.
По отшествии же Ее, сделалось и оно невидимо. Но, взяв его с собою, Она
оставила благодать бывшим там. Жители Константинополя, услышав об этом
чуде, исполнились радости и упования".
Особой любовью всегда праздник Покрова Божией Матери пользовался на
Русской земле. Многие чудесные события, связанные с покровительством Божией
Матери, записаны в летописях, увековечены построением Храмов и Обителей
в честь Ее и учреждением памятных Крестных Ходов.
Через многочисленные чудотворные иконы Пречистая Божия Матерь являла
видимым образом всем Русским людям Свое невидимое присутствие на Русской
земле и Свой Покров над нею, почему наше Отечество и дерзало называть себя
"Домом Пресвятой Богородицы".
Почти при самом начале Русского государства Царица Неба и земли чудесно
послала Свою икону в Киево-Печерский монастырь, как бы в благословение
просветившемуся Христианской Верою всему нашему Отечеству. Установленная
над Царскими вратами в Храме, чудотворная икона Успения Божией Матери являлась
залогом охранения Лавры и всей Руси. В Московском Успенском Соборе первою
в иконостасе, слева от Царских врат, стояла великая заветная святыня Русской
земли - чудотворная икона Божией Матери Владимирская. По Церковному преданию,
написана она была св. Евангелистом Лукою на доске того стола, на котором
в детстве Христа-Спасителя трапезовало Святое Семейство. Когда св. Евангелист
Лука показал Богоматери свою работу, Она произнесла слова, сказанные Ею
некогда при посещении св. праведной Елисаветы после Благовещения: "Отныне
ублажать Мя вси роди", - и добавила: "Благодать Рождшагося от Меня и Моя
с сею иконою да будет". Эта икона до 450 года находилась в Иерусалиме,
после чего при Императоре Феодосии Младшем была перенесена в Константинополь.
А в начале XII века Константинопольский Патриарх Лука Христоверг послал
ее в Киев, в дар Великому Князю Юрию Долгорукому. Там она была поставлена
в окрестностях Киева у берега Днепра, в Великокняжеском селе Вышгороде,
которое принадлежало раньше Святой княгине Ольге. Так, в лице этой древнейшей
Святыни Сама Пречистая Матерь Божия благословила начало Русской Православной
Государственности. Через эту Свою икону Пресвятая Богородица указала и
место, куда надлежало передвинуться центру Русской Государственности -
с юго-запада на северо-восток, ввиду многих опасностей, угрожавших первоначальной
столице Руси Киеву.
Однажды духовенство, войдя в Храм, увидело, что Святая икона стоит
посреди Храма на воздухе. Они поставили ее на прежнее место, но икона сошла
с этого места и опять стала на воздух. Князь Андрей, сын Юрия, бывший горячим
почитателем Богоматери, заключил из этого чуда, что по воле Ее Святая икона
должна быть перенесена в какое-то другое место. Сам он замышлял переехать
на северо-восток, в Суздальскую землю. Помолившись усердно перед иконой
Богоматери, он взял её с собой и выехал из Вышгорода. По дороге он постоянно
служил перед нею молебны и видел от неё много чудес. Во Владимире жители
с великой радостью встретили князя, вёзшего такую Святыню. Когда же он
хотел ехать с иконой дальше, лошади остановились и не хотели идти дальше,
несмотря ни на какие понукания и побои. После горячей молитвы Князя Андрея
перед иконой. Богоматерь открыла ему Свою волю на то, чтобы Святая икона
оставалась во Владимире. Тогда Князь Андрей в спешном порядке распорядился,
чтобы во Владимире был построен для неё Собор. Уже через два года, в 1160
году, этот великолепно украшенный Собор был сооружён и освящён в честь
Божией Матери, а икона с тех пор стала называться Владимирской.
Много чудес видели Владимирцы от своей великой Святыни. Князь Андрей
брал её в походы на врагов и перед сражением горячо молился, призывая помощь
Богоматери.
Икона Божией Матери "Державная"
В 1395 г. страшный азиатский завоеватель Тамерлан,
прозванный "бичом народа", вторгся со своими полчищами в рязанские пределы,
взял г. Елец и направился на Москву. Русские люди в ужасе трепетали, ожидая
неминуемой гибели. Великий князь Василий Дмитриевич с войском вышел ему
навстречу, остановившись у Коломны, на берегу Оки. Больше, чем на силу
воинскую, надеялся он на помощь Небесную, призывая в молитвах Пресвятую
Матерь Божию. Так наступил Успенский пост, он призвал всех строго поститься
и молиться и распорядился перенести прославившуюся уже многими чудесами
Владимирскую икону из Владимира в Москву.
Десять дней продолжалось это шествие великой Святыни. По обеим сторонам
дороги стояли толпы людей на коленях и, протягивая руки к иконе, слёзно
вопияли: "Матерь Божия Спаси Землю Русскую!". В Москве иконе была
устроена торжественная встреча, и с тех пор постоянным её местопребыванием
сделался Успенский Собор в Московском Кремле. И совершилось чудо. В час
встречи иконы в Москве Тамерлан спал в своём шатре. Во сне видит он высокую
гору, с которой спускаются к нему Святители с золотыми жезлами, а над ними
в воздухе, в несказанном величии стоит лучезарная Дева, окружённая несметными
полчищами молниеобразных воинов с огненными мечами в руках. Обратив свой
грозный взор на Тамерлана, Она строго повелела ему оставить пределы Русской
земли, а воины, подняв свои огненные мечи, устремились на него. Трепеща
от охватившего его ужаса, Тамерлан проснулся, созвал совет своих мудрецов,
старейшин и гадальщиков и потребовал объяснить ему значение этого сна.
Мудрейшие из них ответили ему, что виденная им во сне Дева есть Матерь
Христианского Бога, Заступница Русских, и что сила Её неодолима. "Итак,
мы не одолеем их, если они имеют такую Заступницу", - сказал Тамерлан и
отдал приказ своим полчищам повернуть назад.
Все были изумлены и с невыразимой радостью приняли известие об удалении
Тамерлана, исповедуя милость Божию. А летописец, описав это событие, заключает:
"И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы".
В память этого события Русская Церковь установила празднество Сретения
Владимирской иконы Божией Матери. По молитвам Русских людей перед Владимирской
иконой Матерь Божия и после того не раз спасала Русскую Землю от вражеского
нашествия и разорения.
В 1521 г. предводимые Крымским ханом Махмет-Гиреем крымские и ногайские
татары в соединении с казанскими так поспешно вторглись в Московскую область,
что Великий князь Василий Иоаннович едва успел выйти со своим войском к
реке Оке. Татары свирепствовали, всё предавая огню, брали в плен женщин
и девиц, убивали детей, святотатствовали и оскверняли святыню Храмов Божиих.
Махмет-Гирей стоял уже вблизи самой Москвы, куда стекалось множество беженцев.
Все ждали своей неминуемой гибели, надеясь только на помощь Божию молитвами
Богоматери. И вот праведному юродивому старцу Василию, усердно молившемуся
в Успенском Соборе, в полночь послышался сильный шум, церковные двери отверзлись,
а чудотворная икона Владимирская поднялась со своего места, и от неё слышен
был голос: "Выйду из града со Святителями". Церковь на миг осветилась пламенем,
которое тотчас же погасло. В ту же ночь было видение одной слепой инокине
Вознесенского монастыря: она увидела, как из Кремля в Спасские ворота идёт
сонм Святителей, несущих чудотворную Владимирскую икону. Навстречу им вышли
преподобные отцы Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Они упали Святителям
в ноги и спрашивали, на кого они оставляют город в такой беде? Святители
отвечали им со слезами: "Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую
Богородицу об избавлении от предлежащей скорби. Господь же повелел нам
не только выйти из града сего, но и вынести чудотворную икону Пречистой
Его Матери, ибо люди презрели страх Божий и о заповедях Его не радели,
почему Бог и попустил прийти варварскому народу, да накажутся ныне и через
покаяние да возвратятся к Богу".
Упав в ноги Святителям Божиим Московским чудотворцам Петру, Алексию
и Ионе, преподобные Сергий и Варлаам стали умолять их, чтобы они смягчили
гнев Божий. И вняли Святители этим просьбам, отпели молебен перед чудотворной
иконой Владимирской, осенили город Крестным Знамением и возвратились в
Кремль, неся обратно чудотворную икону. И на этот раз заступничеством Божией
Матери Москва была спасена. Татарам показалось, что вокруг города собралось
громадное количество войска. Хан послал удостовериться в этом, а посланным
привиделось войско ещё более сильное. С трепетом вернулись они к хану,
рассказав об этом. Хан послал одного из приближённых вельмож своих, а тот
вернулся, крича в страхе: "Бежим немедля! От Москвы идёт на нас неисчислимое
войско!". И татары бежали.
В царствование Феодора Иоанновича, в 1591 г. крымские татары проникли
опять к самой Москве. Благочестивый Царь неотступно молил Пресвятую Богородицу
о спасении города и послал свои войска навстречу врагам с чудотворной иконой
Владимирской. Накануне битвы, утешая плакавшего около него боярина, Царь
с ясной улыбкой сказал ему: "Завтра молитвами Богоматери нечестивых не
будет". И вот во время упорной битвы, длившейся целые сутки, неодолимая
сила изошла от стоявшей в рядах Русского Воинства Владимирской иконы и
на татар нашёл какой-то столбняк. Руки их оказались скованными, и они были
не в состоянии поднять своих мечей. В охватившем их жутком страхе они обратились
в бегство.
Но вот настали особенно страшные времена для Российского государства
- так называемое "смутное время". Прекратился род Царской Династии Рюриковичей,
чем и воспользовались враги России - поляки и шведы. Поляки захватили саму
Москву, шведы стали господствовать в северных областях. По всей стране
ходили разбойничьи шайки, грабя и убивая безнаказанно всех, кого хотели.
Стали появляться самозванцы, желая овладеть опустевшим Царским Престолом.
Из Москвы от находившегося в заключении у поляков Святейшего Патриарха
Гермогена, и из Троице-Сергиевой Лавры стали всюду рассылаться грамоты,
убеждавшие Русских людей не малодушествовать, а подняться на освобождение
Москвы и спасение Отечества. "Здесь, -писалось в этих грамотах, - корень
Царства, здесь знамя Отечества, здесь Богоматерь, изображённая Евангелистом
Лукой".
Первое ополчение, двинувшееся на освобождение Москвы, оказалось неуспешным.
В Нижнем Новгороде организовалось тогда новое ополчение, благодаря воодушевляющему
призыву Козьмы Минина: "Станем все, как один, за Русь Святую, за Дом Пресвятыя
Богородицы, заложим жён и детей, но освободим Отечество!". Новое ополчение
было возглавлено глубоковерующим князем Димитрием Пожарским, который взял
с собой чудотворный образ Казанской Божией Матери. Рассуждая чисто по-человечески,
надежд на спасение Отечества не могло быть никаких: войско не имело средств
для своего содержания, не было оружия, среди воинов не было необходимого
единодушия. Все надежды были возложены на чудесную помощь Заступницы усердной
рода христианского, и Ей ополчение и весь народ стали воссылать горячие
моления. После отслуженного перед Казанской чудотворной иконой торжественого
молебна все решили наложить на себя трёхдневный строгий пост. И эти скорбные
мольбы и вопли Русских людей были услышаны... В Кремле, у поляков томился
в плену маститый Святитель Арсений, он-то и явился вестником Небесного
милосердия к России. Среди полночной тишины келия его озарилась необыкновенным
светом, и он увидел перед собою преподобного Сергия Радонежского. "Арсений!
- сказал ему преподобный. - Ваши и наши молитвы услышаны: предстательством
Богоматери суд об Отечестве нашем преложен на милость; завтра Москва будет
в руках освобождающих и Россия спасена". Эта радостная весть, переходя
из уст в уста, быстро распространилась повсюду и исполнила души осаждающих
непреодолимым мужеством. Дерзая от имени Богоматери, Христолюбивое воинство
наше устремилось на приступ, и 22 октября 1612 года Кремль был в руках
Русских, а поляки бежали. В следующий же Воскресный день благодарное воинство
торжественно вступило в осаждённую столицу, неся впереди Казанскую икону
Божией Матери, а навстречу ему вышел Святитель Арсений, неся сохранённую
им в плену Владимирскую икону. В память этого был установлен Всероссийский
праздник в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери 22 октября.
Более 60-и списков этой великой святыни по всей России прославились чудотворениями,
из коих один находится в Москве в Казанском Соборе, а другой - в С.-Петербурге,
тоже в величественном Соборе Её имени, который особенно чтили петербуржцы,
стараясь чаще забегать туда между обычными своими делами, чтобы помолиться
Пречистой Матери Божией и поставить свечу.
В 1678 году турки, поляки и татары окончательно опустошили южную часть
Киевской земли. Только самый Киев спасался от них благодаря заступничеству
Божией Матери, чудотворную икону которой обносили вокруг города Крестным
Ходом. Это постоянное заступничество Пречистой южно-русскому народу отразилось
в народных песнях, из которых до сих пор поётся весьма умилительная: "Пречистая
Дево, Мати Русскаго краю".
В 1812 году вторгся в пределы России французский Император Наполеон
с огромными полчищами, составленными из всех покорённых им народов Европы.
При оставлении Русскими войсками Смоленска была вывезена чудотворная икона
Одигитрия Смоленская. Святую икону эту накануне решительного Бородинского
боя носили по полкам, и все с глубокою верой перед нею молились. И хотя
Москва временно была сдана Наполеону, но вскоре он должен был бежать из
России, а Русские войска, пройдя всю Европу, победоносно вступили в Париж.
Неоднократных чудесных явлений Божией Матери удостоился наш великий
всероссийский молитвенник и подвижник преподобный Серафим Саровский (почивший
в 1833 году). Трижды он получил от Нея исцеление.
Невозможно исчислить все случаи покровительства и заступничества Божией
Матери как отдельным Русским людям, так и всему Русскому народу в целом.
Этим объясняется, что именно в России был установлен праздник Покрова Пресвятой
Богородицы, хотя событие, вспоминаемое в этот день, произошло в Византии.
И вот потому-то праздник Покрова, не будучи двунадесятым, чествовался у
нас в России не менее двунадесятых. Многократно и ощутимо испытав на себе
заступничество Божией Матери, Русский человек особенно любил и чтил этот
праздник, а потому множество у нас было Храмов и монастырей, посвящённых
и этому празднику, и празднику в честь Казанской иконы Божией Матери, когда
так ярко был явлен Покров Божией Матери именно в России, находившейся на
краю гибели в 1612 г.
За безумное богоотступничество Русского народа,
за то, что Русские люди в своём жутком ослеплении отвернулись сами от ограждавшего
их чудесного омофора Пречистой и в своём омрачении пошли за лютыми врагами
Её Сына и Бога, они лишились Её всемощного покровительства, "да накажутся
и через покаяние возвратятся к Богу", как это было сказано ранее в 1521
году, при нападении на Москву крымского хана Махмет-Гирея, когда это наказание,
по молитвам "печальников Земли Русской", было отвращено. Но теперь эта
страшная вразумительная кара Божия всё же постигла Русский народ за его
нераскаянность, отняв у него Православного Царя и утвердив на Руси с 1917
года кровавое жидовское иго. Но о том, что Покровительница наша не отступила
от нас совсем и окончательно, живо свидетельствует чудесное явление под
Москвой 2 марта 1917 года чудотворной иконы Божией Матери "Державной",
сакрально принявшей от последнего Русскаго Царя-Мученика знаки его Царственной
власти над Россией - Его Царскую корону, скипетр и державу. "Державная"
икона Божией Матери явила себя Русскому Православному народу 2 марта 1917
года, в день вынужденного отречения Царя-Мученика Николая Александровича
от Престола. Вскоре всю Россию облетело радостное известие, что именно
в этот день в селе Коломенском под Москвой, в Храме Вознесения Господня,
произошло чудесное явление новой иконы Божией Матери, названной "Державной",
т. к. Царица Небесная изображена на этой иконе как "Царица земная". Зная
исключительную силу веры и молитвы Царя - Мученика Николая Второго и Его
особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним Собор Феодоровской
иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем не сомневаться в том, что
Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом,
отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей
всей Русской историей "Дом Богородицы" в самый тяжкий момент жизни богоизбранного
народа, в момент его величайшего падения, и приняла на Себя преемство власти
Державы Российской, когда сама идея Православно- Самодержавной власти была
попрана во имя самовластия сатаны. Потому и строг, и суров, и скорбен взгляд
Её дивных очей, наполненных слезами гнева Божественной и Материнской любви;
потому и пропитана мученической Русской кровью Её Царская порфира, и алмазные
слезы Русских невинных мучеников украшают Её корону, увенчанную гамматическим
Крестом, знаменующим будущее Воскресение России. Символ этой иконы ясен
для духовных очей: через неисчислимые страдания, кровь и слезы, после покаяния,
Русский народ будет прощён, Царская власть, сохранённая Самой Царицей Небесной,
будет России несомненно возвращена. Иначе зачем же Пресвятой Богородице
сохранять эту власть?
С радостным страхом и покаянным трепетом начал народ Русский молиться
перед Державной иконой Божией Матери по всей России. Большое количество
богомольцев стало стекаться в село Коломенское, и перед иконой были явлены
чудеса исцеления телесных и душевных недугов, как об этом стали свидетельствовать
получившие помощь. Сама икона, в бесчисленных копиях, стала украшать все
Русские Храмы. Появился дивный Акафист и Канон этой иконе, слушая который
вся Церковь падала на колени. Явлением в селе Коломенском чудотворной иконы
"Державной" духовная мистическая власть над Россией перешла к Божией Матери.
Царица Небесная явила России и Русскому народу в дни искушений, испытаний
и гонений великую милость, Она взяла Россию в Своё Державное Владычество.
И в дни татарского плена, во времена смуты и нашествий Тамерлана и Наполеона,
Божия Матерь - Взбранная Воевода - помогла Русской земле по молитвам Угодников
Божиих. И в наше время искушений и смут Пресвятая Богородица "Державная",
наша Заступница, помогает нам очиститься от грехов покаянием и примириться
с Богом. Подобно тому, как Моисей вывел Израильский народ из египетского
плена, Царица Небесная сегодня выводит Русский народ, через покаяние, из
державы греха и смерти в Державу Царства Небесного.
Празднование иконы Пресвятой Богородицы, именуемой "Державная", установлено
в день её обретения 2 марта (по старому стилю). От нас самих и только от
нас зависит теперь наше будущее и будущее несчастной Родины - России -
будем ли мы и впредь безумно идти за врагами Христа-Спасителя, раболепно
слушаться их и, угождая им, оплёвывать всё наше исконное, родное с его
вековыми историческими святынями, хуля нашего Господа и Его Пречистую Мать,
- или станем, наконец, твёрдыми стопами на путь истинного покаяния и обращения
к Богу и этим вновь возвратим себе чудотворнейший Покров Божией Матери,
Заступницы усердной рода христианского.
И как показали последние события, надежда на истинное возрождение
России медленно, но верно приобретает реальные очертания. И в первую очередь
- это факт канонизации на Соборе 2000 года Семьи последнего Русскаго Императора
Николая Второго и всех Новомучеников Российских, чему в немалой степени
способствовал покаянный Соборный молебен на Рождество Христово, состоявшийся
во многих Храмах и монастырях России, перед иконой Божией Матери, именуемой
"Ченстоховской", которую по праву именуют "иконой последних времён для
России", ибо считается, что особая благодать от "Державной" иконы перешла
теперь к "Ченстоховской" и, по указанию преподобного Серафима Саровского
в сонном видении одной благочестивой женщине, молиться о спасении России
и просить о даровании нам Царя Православнаго надо именно перед этим образом.
Безусловно и то, что канонизации Царской Семьи в огромной степени способствовало
и чудо обретения Мироточивой иконы Царя-Мученика Николая, перед которой
прошли по всей России многочисленные молебны и которая, покаянным Крестным
Ходом, обошла практически всю Святую Русь. И хотя надо признать, что сам
чин канонизации Благовернаго Царя-Мученика и Страстотерпца Николая, Своей
Жертвой искупившего тяжкие грехи Русскаго народа, нельзя пока ещё считать
полным, ибо нет в нём упоминания о Его благочестивом Царствовании, о Его
искупительном Подвиге и мученичестве от жидов, а также о Его чудесных явлениях
после смерти, тем не менее всё же сделан первый, но очень важный шаг, и
теперь от нас, только от всех нас будет зависеть дальнейшее исполнение
пророчества преподобного Серафима Саровского о будущем Воскресении России,
которое возможно только через истинное покаяние и прославление последнего
Русскаго Императора Николая Второго. Аминь.
Пресвятая Богородице, помоги нам!
Николай Симаков
Содержание
|